Предисловие:
Кротчайшая дорога из Украины на Кавказ, через Ростов на Дону.
Но! В связи с гражданской войной на Донбассе и ограничением,
для украинцев проезда через Крым - ближайшим путём на юг стал путь через восток.
Харьков – Белгород. Это почти тысяча км в объезд, но по иному сегодня никак…
Нервно прошёл украинскую границу за 3 часа, это без очереди, как мотоциклист.
Да вроде бы уже и на российской границе всё проверили, как российская таможня после 15 минутного совещания
объявляет мне, что въехать не могу, ибо не вывез 4 года назад автомашину из России.
Что за бред спрашиваю? Я каждый год езжу в Россию, почему раньше не сказали,
да и на чём же я тогда эти четыре года дома ездил?
Нет, не пропускают, вези, мол, документ, что машина дома, его надо взять в ГАИ. Капец!!!
Страховка пропадает, 1200 км лишних добавляю к путешествию и неделя хлопот, как минимум.
И выхода нет, или идти в рукопашную, или платить пошлину вполцены машины, или ехать домой за справкой.
Пилю домой иду в Гаи. Там глаза круглые, такого ещё не слышали.
Говорю, отпуск пропадает, дайте справку, что видите своими глазами мою машину, и она сейчас на территории Украины.
Даже денег не взяли, мол, в инструкции такой справки нет, а значит, и нет тарифа за неё.
Майор, на прощанье, выдавая такую справку, посоветовал ещё сделать перевод этой справки на русский язык
в нотариуса и сходить в консульство России, мол, тут, что-то не чисто, причина не в машине.
Охранник, в российском консульстве выслушав, с чем я прошусь на прием, говорит, а ну-ка покажи свои паспорта.
Хм, западный украинец? О-о-о! Визы Ирака, США, Сирии,… а в вас есть справка, что вы не шпион, не шутит он.
Говорю, есть! Есть документ, что спортивным туризмом давно занимаюсь.
И тут я всё понял, чего в Россию не пустили – политика.
Говорят, берите все документы, и пробуйте ещё раз.
Приезжаю второй раз на ту же границу. Прохожу все проверки.
Никто, ничего не спрашивает, ни справки о вывозе машины, ни приглашения, ни табель за второй класс.
Еду уже 20 км по территории России. Оборачиваюсь. Осматриваюсь.
Жду, что остановят и спросят: « Вы фашист, или Сталина любите? А может шпион?»
Нет! Нет! Я, я просто человек, я человек!!! Оборачиваюсь в десятый раз.
За мной никто не едет, не возвращает, ничего ещё не требует. Хух!
Страх пропадает, я чувствую счастье.
Мечта побывать на Эльбрусе зрела годами.
Первая капля интереса появилась с прочтения статьи Гарагашьяна в журнале МОТО.
Хм? Неужели там так сложно? Вот это сомнение в сложности подъема сидело до последней секунды,
пока первый раз не упал, поднимаясь на Эльбрус сам. Тут сомнение и уверенность замолкли,
и появилось понимание, дорога высшей категории сложности.
Лежу и боюсь пошевелиться, не знаю, что сломал – руки, ноги, голова…
кажись, цел, мот тоже должен был бы выжить. Поднял мот, отряхнул штаны,
присел вспомнить и перебрать по «косточкам» всю подготовку. Что не учёл?
Чего не угадал, ведь погода сухая, что не так? И так, у меня мопед в 76 кг весу,
с китайским мотором мощностью в 6,5 лошадей.
Главное вооружение - это коэффициент передачи трансмиссии цепью - с коэффициентом 8,75
(задняя звёздочка 70, а передняя 8 зубов).
Также есть самодельная лебёдка весом 1,7 кг с тягой 1000кг сделанной со старого,
двух скоростного шуруповёрта и червячной пары на 48 зубов.
Параллельно переднему колесу два лёгких пневмоколеса, что бы нигде не провалится в глубоком снегу.
На колёсах цепи, которые вгрызаются в сыпучий подъем. Так что же не так?
Ах! Меня опрокидывает через себя 40 кг груза.
Спросите, чего я там так набрал с собой?
А набрал я главное свое ноу-хау перед горой, главную свою надежду на подъем по леднику
– я тащу на гору САМОДЕЛЬНУЮ гусеницу!
Ещё в 2006 году после восхождения на Говерлу на мотоцикле
(самая высокая вершина Украины)
удалось поездить на полноприводном гусеничном мотоцикле Григория Гуменного,
украинского конструктора полноприводных мотоциклов.
Тогда главной проблемой стала фиксация гусеницы на катках,
ведь гусеницу он сделал с конвейерной резиновой ленты. Она постоянно слазила, и что-то сделать так и не удалось.
Фигня это все, что с резины в домашних условиях.
Доставать запчасти от Бурана или японского снегохода я не стал.
Сделал в 1000 раз дешевле и на много прочней – из мотоциклетных ижевских цепей.
Вместо катков – параллельно сварные ижевские задние и передние звёздочки,
а между цепями разрезанная водная пластиковая труба.
Спросите, а как всё это скрепить вместе? Не поверите – с помощью сварки.
Варить на цепи пластины, конечно не просто, тем более не полуавтоматом, а электродом 2 мм -
очень хлопотно, но хлопоты стоили свеч!
Гусеница длиной в 2 метра (собранная 83 см) и шириной 20 см весила всего 3,5 кг.
А всё изделие состояло из рамы, гусеницы, катков, ведущей и ведомой звёздочки и весело всё всего 13 кг.
Всё это соединялось со звёздочкой на заднем колесе мопеда цепью.
Домашние испытания по траве показали фантастические результаты.
Моторчика с гусеницей хватает легко поднять меня на мопеде в любую горку, которую только удавалось найти дома.
Только бы наварные зубы гусеницы зацепились за траву.
Но как оно будет на леднике Эльбруса, я только предполагал.
И вот я сейчас поднимаюсь на Эльбрус,
пока без гусеницы по дороге, по которой лазят в гору Уралы и полноприводные КамАЗы.
Они на первой пониженной передаче груженые менее чем на половину, иначе не вытянут.
Мне тоже не просто, ведь у меня нет переднего привода. Хотя, на крутых подъемах он малоэффективен.
Подумав так, я свой передний привод оставил дома, посчитав,
что 5000 км пилить своим ходом с Украины на Кавказ и назад, и ещё тащить передний привод
(плюс ещё 8 кг) – это слишком.
Так доезжаю вдоль подъемника до станции МИР.
Здесь есть всё! Кафе сто штук, аптека, гостиница, чего только нет, всё для удобства туристов,
но всё уже закрыто – не сезон, да и понедельник тут типа выходной.
Чувствую, как постреливает в ушах, словно на самолёте поднимаюсь.
Много я начитался об акклиматизации в горах, но я мотоциклист, а не горник, всё перемешалось в голове и
сейчас одна лишь путаница, какие таблетки пить, или не пить, и что делать, если будет совсем плохо.
От приюта МИР дорога усложняется. Нет не круче подъемы, и валунов или ям нет.
Просто, местами колея состоит из сыпучих камушков, на которых колесо буксует.
А когда колесо зацепится за поверхность, мопед сразу козлит и переворачивается, только успевай газ сбросить.
А не успел, на какую-то секунду видишь небо, а потом чувствуешь падение на спину, удар шлема о землю,
и конечно приземление мопеда с грузом на грудь, а то хуже на шею перемычкой руля.
Иногда удается переворот через себя приземлить на бок.
И остается только молиться, что бы под позвоночник не попал камень размером с мяч.
Если всё обошлось, опять вниз, где поровнее, и ищешь, откуда стартануть.
Так в одном месте при падении слышу, что-то треснуло в мопеде. Начал исследование.
Оказалось при падении переломал пополам штатив… Кина не будет…
Представляю, что это не штатив а моя рука, нога, голова… Б-р-р-р!
Уговариваю себя быть осторожней. Но как? Я и так весь сжат, как пружина, обливаюсь потом,
руки дрожат от напряжения. Тут слышу, снизу Камаз идёт.
Я прижимаюсь к обрыву, что бы пропустить его на узкой дороге.
Он дошёл до какого-то момента и начал буксовать. Смотрю, через минуту перекопал весь подъем.
Немного скатился назад и со второй попытки вышел на горку. А мне, как теперь по его разрытым колеям идти?
Раскопал подъем на две мягкие грядки! Я только слышу, как мои цепи, копая грунт,
иногда цепляются за гору, стараясь опять перевернуть мопед.
Встал окончательно. Теперь пробую, держа мопед в руках идти параллельно его ходу. Ура получается!
На малых оборотах его скорость не более 2 км в час, я за ним успеваю рядом идти,
да и на меньших оборотах он меньше буксует. Так идём вверх. А дорога всё круче и круче.
Общее число падений уже 5, потери кроме штатива выломанная подножка, теперь,
что бы поставить мопед надо искать камень с кирпич не меньше, болит бок и рука, но это не в счёт.
На приюте БОЧКИ (ГАРАБАШИ) вовсю кипит работа. Наверно сотня строителей, обустраивают приют.
Одни укрепляют электрические вышки, иные ремонтируют подъемник,
третьи утепляют домики, которых сейчас на много больше самих бочек.
Туристов мало, спрашиваю переночевать, говорят 500 рублей без света и отопления. По рукам.
Сказать, что мопед вызвал фурор, и сбежалось много людей, было бы не правдой. Туристов почти нет.
Группа с Малайзии старается глазами не пересечься, поляки пошутили и ушли,
корейцы в эйфории заняты рассказом чего-то по телефону, друзьям дома, наверное.
Я пока не стемнело, колдую над карбюратором. Мне надо уменьшить количество бензина способом опускания иглы,
уменьшения уровня топлива, регулировкой жиклёра.
У моего жиклёра запаян конец. Легонько плоскогубцами прижал - отверстие меньше,
ведь припой очень мягкий и пластичный, а иголочкой поковырялся - отверстие побольше.
А также надо поменять угол зажигания. Пока я десятый раз разбираю карбюратор,
собралась группа строителей посмотреть на мопед, у них работа уже закончилась, а машины вниз пока нет.
Все они кабардинцы и плохо разговаривают на русском. Но это не мешает нашей разгоревшейся дискуссии.
А всё началось с их бесконечных советов по мопеду, по горе, по погоде, «по жизни и вообще»,
и моего одного вопроса: « Кто был на Эльбрусе»? Оказалось, что из строителей на горе не был ник-то…
Мало того, они не понимают, зачем это надо. Скорей нет. Они уверены, что мы все дураки прущиеся каждый год на гору…
Дураки по жизни, мы! Спорить с ними я не стал, я начал искать пример «милой ДУРОСТИ» их сердцу.
Смотрю, все собеседники с бородами, крепкого телосложения, смуглые, словно всегда живут на улице.
Вспомнил им, как когда-то здесь подорвали ваххабиты опору подъемника.
Спрашиваю, а действительно это ваххабиты сделали?
И тут разговор закипел и побежал, как горячая кровь горца. Зацепило!
Сначала несколько версий подрыва опоры (от начала национальной революции до вредительства конкурентов с Домбая),
потом спор между собой на не понятном мне языке.
Ещё 10 минут назад все они убеждали меня в том, что лучше держаться дома, семьи,
жить ради денег и благополучия родных. А тут пошли споры о правильной не правильной вере,
о смысле жизни и самопожертвовании ради: МЕЧТЫ, ВОЛИ, РОДИНЫ,
и вообще о том, что ещё 10 минут назад было «дуростью по жизни».
Так вот уважаемые, говорю им, эта гора маленькая часть той ВЕРЫ в которую я верю и в которой живу.
Просто моя ВЕРА не похожа на вашу. А вера не может быть правильной, ибо тогда это идеология,
выгодной, умной или рациональной, а иначе это бизнес, публичной, массовой,
демократической – ведь это тогда власть. Она у каждого своя, что делает нас индивидуальностью,
а не частью – запчастью большого механизма под названием общество.
Все замолкли, молчаливую паузу прервал чей-то монолог,
после которого все заговорили на не известном мне языке,
а ещё через минуту под одобрительные улыбки строителей с нас всех «смотрящих в небо на гору»,
было снято местными строителями страшное табу – «дурак по жизни».