7 мая, подножье Тхача - СПА Тульский, 166 км.
2 часть. От Фирсовой до СПА Акватермо.


Отдельное спасибо Володе Че утренние ремонтные работы и спецнабор ключей.
Очень жаль, что на Фирсову мы с Мишей попали самые последние, когда все решили без нашего участия.
Фирсова оказалась большой поляной, если не назвать мини-плато на высоте 1400 м.
Отчетливая тропа-дорога уводила на правый угол, если стоят к лавочкам-кемпингу спиной. Затем тропа обрывалась, словно вы находились в воронке и подъехали к выходу - узкому "горлышку".
Притормозил на резком уклоне вниз, как раз вовремя, внизу буквально в 10 метрах колесами к верху лежала "Ямаха-Серов", понятное дело, при таком раскладе сама Маринка не в жизнь своего друга "Серова" не подымит.
Сколько она пребывала в таком положении, мне сказать трудно, вся компания уехала с поляны минут 5-10 назад, значит минимум минут 5 пытается поднять своего "друга", но не получается.
Кричу стой, сейчас приду помогу. Ехать попросту некуда, в самом верху проезд очень узкий при крутом склоне, а мотоцикл как раз лежит в поперек узкого места.
Спустился вниз, подняли вместе мотоцикл, сразу киком завел - работает, уже хорошо. Едь вниз, а я сзади буду страховать, нет кричит, вы первый.
Пусть будет так, аккуратно спускаюсь вниз на 1-й с задним тормозом и оттяжкой спины назад, самый крутой склон на спуск из всех, по которым ездили с 29 апреля.
Здесь приложиться немудрено, не спеша съехал и поставил байк на лесной дороге, вот будет картина, если Маринка упадет и придется идти вверх - не хотелось бы.
Кричу во все горло:
- Нормально едешь!
- Все отлично, слышу в ответ.
Тогда и вправду все отлично, подожду здесь пока эти 300-400 м дороги вниз Маринка проедет.
Смотрю навстречу идет Андрей ПГ.
- Ты откуда?
- Да там впереди палка попала в цепь - упал, а все уехали вперед. Пока сам поднял - долгое время, иду теперь Маринке помогать.
- Поздно идешь, она уже сама спускается, слышишь звук "Ямахи", едет вниз.
Но Андрей все равно пошел к узкому желобу спуска-подъема на Фирсову поляну.

PG идет на выручку, но поздно, Маринка сама спустилась.
Часто Мишутка шутит, раз есть две колеи - значит дорога. В этот раз колея одна...
Подумал про себя, что то нет у меня никакого желания по этому "желобу" ехать вверх, даже без сумок. Недаром квадроциклисты вырвали свой привод на колесо, точно это не на ровной поляне, где то здесь, на крутейшем подъеме.
Маринка едет, Андрей рядом ходит, надо мне заводить "Дрезину" и догонять всех.
Помчал вниз по лесной дороге, хотя скорее направлению - колеи, ямы, верховые болота от таяния снега. Сплошной 3-х километровый спецучасток, по похожему, только вверх мы вчера катались 7 часов.
Туристы сказали километр до "бани", проехал уже точно два - никакой "бани", сверху слышу гул "квадрика", из наших знакомых с поляны.
Кричу, где же "баня", может не туда поехал?
- Туда, туда, впереди еще немного.
- Вы же говорили рядом?
- Ну мы так, приблизительно.
Навстречу промчал отряд "беломаечных" гонщиков - 5-ка отважных.
Куда это они, может Маринку подымать, так она уже сама едет.
Никаких остановок, люди целеустремленно просто летят назад, причем без сумок.
Еще немного и наконец то беседка-навес, лужи воды от верхнего болота, полуразрушенное здание - долгожданная "баня".
Ни фига себе 1 км???

Достаю телефон, задаю в Мапс Ми точки Фирсовой поляны и моего местонахождения - 4 км, по сплошным хлябям.
Узнаю у остальной группы во главе с Гаррисоном, решили разбиться на два отряда: 5 чел. уехали назад без вещей на штурм Тхача, остальные едут по самым новейшим планам, никого не ждавши, на Баронову поляну - в треке и на Мапс Ми это место есть.
А я же хотел пешком?
- Хотел, иди, но больше никто не пойдет. Тут только до Фирсовой хрен его знает сколько топать по грязи - отвечает Гарик.
Самое главное, он прав на 100%.
Но не сдаюсь, распаковую вещи, одеваю кроссовки, все равно есть желание походить в по горам в легких кроссовках, а не в тяжелых мотоботах, как вчера.
На мой пеший энтузиазм всей остальной мотобратии наплевать - тебе хочется, иди.
Нам хочется на Баронову поляну ехать на мотоциклах. Такие разговоры от всех остальных.
Пока сам в сомнении, что делать, все ждут Маринку и ПГ, чтобы с ними уехать на Поляну.
Сел на лавочку, "включил" мозги, посмотрел по Мапс Ми расстояние в пешем режиме до Большого Тхача - 11 км только вверх с набором высоты 1300 м - немало, минимум 4 часа + 3 часа назад, если полубегом = 7 часов.
Сейчас 14:00 + 7 = 21:00, это в идеале, т.е. вернусь сюда, в дикий лес в гордом одиночестве к 9-10-ти вечера.
Нет ребята, что тут не так. Сгрузить сумки и ехать на легке, даже не уверен, что заеду сам на тот подъем к Фирсовой поляне.
А мотоцикл оставить один у лавочек на поляне, вещи тоже одни у этой "бани" - ерунда какая то!
Нах мне нужен этот Тхач, чтобы потом остаться в лесу одному, в глухом лесу без намека на людей и технику. В мае сюда ездят только сумасшедшие, как эти квадрациклисты или мы эндуристы.
Приехали Андрей и Маринка, вторая группа готова рысачить дальше, причем выезд немедленно.
Вижу всю несостоятельность своего "дурацкого" плана похода на Тхач от этой "чертовой" бани. Прошу ребят подождать пять минут, одеваю назад мотоэкип, боты, укладываю сумку и вместе с остальными на Баронову поляну.
Прокомментирую фото: в этом случае вообще нет никаких колей двойных или одинарных, но мы едем по "нашей" дороге. 
Решили ехать по треку Миши Pate, он привел нас в какие то дебри - сплошной лесоповал, прыгаем через деревья, что горные козлы.
Кто то падает, подымаем, премся явно в тупик.
Основная группа останавливается, Гарик на КТМ едет вперед в разведку. Возвращается ни с чем - дороги по треку нет.
Возможно когда то была, но сейчас нет.
Назад на поляну, оттуда снова идем по треку, только по другой "нитке". Спуск вниз, потом набор высоты, а далее снова пошли лесовозки - полная жопа. Почти все едем по лесной целине, боясь вляпаться в колею с глиной.

Отряд снова растягивается словно кишка: впереди Гарик и Корсак, я где то в середине, сзади ПГ, Маринка, Олег Максимов.
На одном из склонов, по дороге вниз ловлю "расслабуху", перед идет юзом - досадное падение на бок, ничего страшного кроме грязной куртки, брюк и сумки.
Пока сам поднял байк, вокруг тишина - первые ушли вперед, последние тоже далеко. Подумал, вот красота, если так сам грохнешься и рядом некого, а ногу придавил эндуро - таких историй десятки...
Лучше о плохом не думать.
Поднял, завел, поехал дальше.
В пути по колеям догнал Вантес и Че, на остановке выяснится, что они вдвоем не доехали на Тхач - сильно круто вверх, надо легкий эндуро, а не КТМ-690.
В месте нашей временной стоянки оказалось глубокое ущелье, словно каньон, как раз с той стороны где то мраморный карьер и Баронова поляна.


Начали смотреть карты, ждать остальных. По факту мы спустились на высоту 500 м, а поляна на 1100, т.е. впереди подъем вверх на 600, а вдруг там лесовозки, как вчера?
Такая перспектива меня явно пугала, тягать опять на тросу байки? Возможно?
Но пока от Тхача, у нас не больше 1 км лесных дорог, все остальное колеи, грязь, глина, лужи по колена и выше.
Замечательный Кавказ, ничего не скажешь!!
Подъехал Гарик, попросил помочь подержать компрессор накачать колеса. Обратил внимание на его очень большую звезду сзади и очень малу впереди, он отвечает:
- 13/52.
Нифига себе, как то раньше об этом не думал.
У меня 14/47 и байк вполне прилично везде едет, а тут 13/52 - теперь понятно почему народ на КТМ-ЕХС так шустро катит вверх.
Подкачал себе колеса тоже с 0.5 до 1.0, по примеру Гарика.
Только сейчас до меня дошел ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ этих споров в теме на сайте ОФРП и звездах.
Люди ставили 13/52 прекрасно зная, что с такой сумасшедшей тягой будут в горах ездить на 2-3 передаче, а дальше Псебая никто и ехать не собирался.
Нах наматывать лишние моточасы на регламентные байки, если с Архыза поехать асфальтом в сторону базы, а это почти 300 км!!
И что я делаю со своими стоковыми 14/47 звездами в компании столь уважаемых горных гонщиков у них тяга заточена под горы.
Мой ДРЗ-400Е всего лишь эндуро-туристический универсальный мотоцикл для всего: дорог, недорог, лесовозок и склонов с уклоном в 17 градусов.
Гром среди ясного неба! Наивный, рассчитывал на срезку Пхия - Архыз, хрен туда кто поедет, теперь даже думать нечего.
Надо отсюда сливаться молча, без паники.
Посмотрел внимательно на трек и карты Мапс Ми, отряд уходит вправо, мне прямо на поселок Узловой, оттуда вверх по треку на Тульский, где воды Акватермо с +40, по другому сегодня теперь никак.
До развилки уже недалеко, хотя в нашел случае понятие НЕДАЛЕКО очень растяжимое.
Вчера от поляны Тайвань до Фирсовой поляны тоже было недалеко = 3.5 км, так мы 7 часов вчера и час еще сегодня утром катили этих три с половиной км.
В большой луже-колее упал Андрей ПГ, вот вам и не далеко, еду мимо ходом , но понимаю, что сам он свой новейший КТМ-500 не поднимет.
Напоследок надо точно доброе дело сделать - помочь товарищу, хотя топтаться в луже в мотоботах неохота.
Остановился, на подножку "Дрезину" ( в этот момент вспомнил "пижонов" на КТМ

, у половины из которых нет боковой подставки - то ли дорого, то ли не по "фэн шую" и вечно они ищут деревья, чтобы припереть свой байк), пошел помочь Андрею поднять с лужи его любимый "six day".
Подняли, завел, поехал.
Вернулся к "Дрезине", но поехал по другой стороне, а то с дуру приложусь в луже, только этого еще не хватало.
Наконец поворот вправо, причем с левой стороны дорога накатана, упирается в реку и брод - все остановились, ждут самого смелого, а может перевести дух после глиновозок.
Подъехал к Гарику, сказал, что еду по прямой в поселок, объяснил впереди подъем на 500 м по высоте и как там дорога неизвестно, а снова таскаться с веревками на моих СТОКОВЫХ звездах не интересно, быть обузой тоже не хочется.
Как говаривал в горах Сванетии в Грузии Олег Максимов - "Это не моя дорога", не выражение, а КРЫЛАТАЯ фраза, как раз под нашу компанию.
В общем еду на Узловой, там будет видно дальше в Псебай или Тульский, еще сам в раздумье.
По карте до Узловой километров 5, но эти километры в лесу и колеях понятие очень относительное, снова всплыли в памяти вчерашние 2 км вверх, растянувшиеся на 7 часов.
На фоне оставленных за спиной лесовозок, теперешняя грязная ДОРОГА с большими лужами казалась сплошным "бродвеем".
Быстро примчал в село, увидел двух мужиков у дома, подъехал расспросил о дороге и как лучше доехать в Каменномостовскую или Псебай, они на меня смотрят с непониманием, так тебе куда надо?
Это же разные направления.
Показал карту в телефоне, объяснили куда и как ехать. В сторону Псебая пока грейдер, но потом в лесу точно будет тяжело с колеями - знакомый вариант.
В Адыгею есть срезочка - полевая дорога, рассказывают мужики, в станице Бесленеевская, в самом начале у подстанции влево, потом через брод, а дальше сам найдешь, дорога в поле когда то была.
Вот и отлично, может получится срезать и не надо выходить на Мишин трек в сторону селения Переправная.
Спасибо мужикам, поеду вперед на Тульский, когда доставал телефон посмотрел сообщение от Олега - 7 мая, он улетает сегодня в Москву, мотоцикл куда то сдал.
Нормально, а у меня еще были мысли с ними прокататься в Архыз, в планах поездка до 12 мая, времени вагон, но теперь бесполезно - человек уехал досрочно.
С белорусами тоже нет связи, могли ли бы кинуть инфу на ветку, где ездят, что делают?

Неожиданно на асфальте после Узловой заглох байк, вроде как конец бензина?
Постоял, включил резерв, снова метров 500 и глохнет.
Во дела, наверное "высшие силы" не хотят меня отпускать с компании?
Это все шутки, но дважды глохнет мотоцикл.
Снял шланг с бензокраника - топливо льется.
Снова завел - проехал метров 500 и заглох. Что делать? Начал думать - все таки японская техника так просто не ломается.
Смотрю, а у меня шланг с крышки бензобака перекрученный, нехватка воздуха - точно!
По новому вставляю шланг в крышку - поехали без остановок!
В Бесленеевской иду на своротку влево, через километр упираюсь в громадную длинную лужу, а впереди еще брод на реке и следов техники не видно.
Нет ребята, хватит срезок, не хватало одному загрузнуть в грязи, как было в Новом Режете и что тогда?
Поеду назад и по асфальту на Переправную.
Достал телефон, засунул в бокс, впервые в жизни еду по нитке трека от Миши Верещагина.
В Переправной трек с дороги уходил в какие то "кусты"? Остановился, увеличил карту, все нормально - дорога в дальнейшем снова пересекается с треком.



Это так сказать, чтобы вам не скучать на асфальте, сверните и катаните по лесопосадкам.
После Переправной трек увел куда то на поле, самое настоящее распаханное поле - охренеть, верь этому треку с московской квартиры??
Надо было расспросить у местных дорогу на Губский, тоже будет наука.
Много чему меня научило общение в трех поездках с "Пиплами", теперь еще одна наука, спросить у местных, раз едешь по станице, есть ли НОРМАЛЬНАЯ дорога в Губский.
Километров десять ярами, полями, в обход луж, по пути не встретил не единого живого человека, трактора или машины.
Хотите побыть наедине с собой - ПУТЕШЕСТВУЙТЕ ТРЕКАМИ ОФРП.Надо Вантесу предложить за бесплатно новый сленг в его фильмы, а то он всем предлагает путешествовать по трекам ОФРП.
С Губской до Баракаевской по асфальту, даже удивительно, что трек проложен по асфальтовой дороге.
В Баракаевской снова куда то надо ехать "в бок". Остановился у магазина, спросил дорогу на Новосвободную.
- Так это Адыгея, нет туда дороги. Когда то была, ездили на тракторах и грузовых, но сейчас все заросло, можете не проехать и далеко это, километров 20.
Хороший ответ, нечего сказать. Снова выехал на нитку трека, опять тишина, покой, полное безмолвие, вокруг не души.
Следы от трактора и УАЗа есть, значит иногда люди здесь ездят, а как говорит Мишутка, раз колеи две, значит это дорога, на тропе всегда след одиночный.
Слабое утешение, но деваться некуда - броды, грязь, поля-луга + красивая природа, слов нет.
Даже как то стало жаль, что такой красотой любуюсь в гордом одиночестве.
Пару раз приложился на ровном месте, подымал легкий эндуро и ехал дальше, как говорится в броде или болоте без права на ошибку.
Иначе за трактором идти придется очень далеко.




На горизонте "Большая земля" - Новосвободная.
Слава Богу, станица Новосвободная - дальше один асфальт, можно "притопить" под 70-80 км/час.
Пока с полчаса ехал до СПА Акватермо в Тульском, голову не покидала мысль: в чем дело, что не так в наших мотопутешествиях?
Случай с Фирсовой поляной и Большим Тхачом привел в состояние "грогги".
Мы же ТУРИСТЫ, ездим с палатками, шмурдюком, запасным бензином, т.е. в полностью автономном походе. Попадаем в прекрасное, труднодоступное горное место, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК, почему бы там не стать на ДНЕВКУ, за полдня сходить всем на гору ТХАЧ.
Полюбоваться красотой природы, едем ведь специально за тысячи км, везем с собой мотоциклы - кучу денег тратим на все это и так необъяснимо куда то торопимся с одной поляны на другую?
С Фирсовой на Баронову и главное все быстрее, давай быстрее, никто никого не ждет, главное побыстрее вперед.
КУДА ВПЕРЕД?
ЗАЧЕМ СПЕШКА?
Мы все на маршруте ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА, по самым труднодоступным местам, спим в палатках, душ принимаем в реке, еду варим на костре.
Что или кто мешает сходить на вершину Горы, полюбоваться окружающими красотами.
ЛУЧШЕ ГОР, МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ....
А вместо этого "пролетаем" интересные места и едем в никуда...
Вчера, 6 мая, все было понятно и оправдано, трудный скальный подъем на Фирсову, с поляны маршрут идет на вершину Большого Тхача, здесь людей водят за деньги, причем пешком с рюкзаками, машины сюда заехать не могут.
Мы заехали, постояли полчаса на Фирсовой и рванули дальше, на Баронову поляну, с горы поехали вниз.
У нас в Сумской области, как и в Подмосковье есть лесовозки, лесные поляны, болота, хляби, даже крутые яры, нет только ГОР!
Нас носит по всем эти "подмосковным" лесовозкам и болотам, наконец приезжаем в ГОРЫ и сразу валим с них на очередные глиновозки, лужи, грязь.
Ответ на свой вопрос так и не нашел, а тут уж светится Тульский и СПА Акватермо: мотоцикл на стоянку, мой супергрязный вид вызвал недовольство и замешательство у охраны и метродотеля, но деньги решают все.
Еврономер, СПА курорт с водой от +20 до +40, прям эффект сауны.
Написал Вантесу на ветку привет из СПА, вчера вечером он меня подкалывал, мол хорошо сейчас в теплой ванне на гейзере, а здесь в турлагере посреди дороги, даже помыться негде.
Тогда ему ответил, хрен с ней с этой СПА и душем, главное завтра пойдем на ГОРУ, а это оправдывает все тяготы и затраты, во всяком случае для меня, как горного туриста и побывал на многих вершинах, хребтах в горных походах с рюкзаком, причем не меньше, чем путешествую на мотоцикле.Зато сегодня, к сожалению, ГОРУ от меня увели товарищи "эндуро-спортсмены", но зато хоть добрался до СПА, с чем себя и поздравляю.




Контрастные СПА процедуры и плавание в бассейне на 25 м с водой +36 - жить хорошо, а хорошо жить, еще лучше.
Потом свежая постель в отеле, пиво, остатки вина под сыр, вспомнил Мишу Верещагина, что просто "убил меня" не только техническими знаниями, но и изготовлением-исполнением с помощью напильника, молотка, ключей технически совершенной детали.
Где ты Михаил?
Жаль нет тебя в моем комфортном номере, а то "приговорили" пару литров сухого красно-белого под сыр "Бри".
В этом случае, хорошо там, где мы есть.
Захмелев, еще долго "сопротивлялся" сну, все никак не мог понять - впервые в жизни меня "кинули" с походом на Гору, причем гора вот она рядом в шаговой доступности и трудный путь к Фирсовой, как награда, за все те мытарства с веревками вверх и толканием эндуро в грязи.
Помню стоя в 13:00 на Фирсовой поляне меня даже охватило чувство эйфории - отлично, добрались. Теперь вверх.
Есть среди туристов знакомые, исходившие Кавказ, Карпаты, Крым и тут бы им преподнес:
- А я зашел на Большой Тхач!!!
Все знают, вершина не высокая, но пешком добираться далеко и нелегко, потому не столь популярна, как Домбай или Эльбрус, куда под подъемник довозят на джипе.
Теперь от этих мыслей не осталось и следа - сплошная пустота.
Одно радовало, что после дождя проехал по треку Верещагина и после гейзерных ванн пью вино в комфорте отеля.
Впрочем о чем переживать? Турпоход на Гору, всего лишь разновидность отдыха.
Отдохнул можно сказать даже гиперактивно, мотоцикл ЕХАЛ по хлябям, скальным подъемам и даже по шпалам, в гейзере купался и продолжаю купаться, так что прогресс с прошлыми Майскими явный!
Завтра домой, теперь точно на 100%, попутчиков на Архыз нет, ехать в горы самому - дурное и неблагодарное дело.
Потому 9 Мая точно буду праздновать у родственников в Новочеркасске, под пару бутылочек грузинского, не самый плохой вариант, особенно после вчерашнего скального подъема в сторону Тхача - мы это сделали, хотя многие сомневались.
С этими благодушными мыслями ушел в объятия Морфея.