ofrp.ru

OFFROADPEOPLE
Текущее время: 25 июн 2017, 23:55

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Горный эндуро-Кавказ - 2014.
СообщениеДобавлено: 08 апр 2016, 15:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2014, 00:37
Сообщения: 83
Откуда: Украина, Глухов.
Пол: Муж
Имя: Владимир
Мото: ГС-800. ДРЗ-400S/Е
Небольшое вступление.
Желание прокатиться по горно-кавказским тропах на эндуро возникло неожиданно спонтанно после того, как в 2009-10 годах будучи в пеших туристических походах по Приэльбрусью, с рюкзаком в 30 кг за плечами, наш руководитель группы Сергей, дважды договаривался с местными джигитами на "УАЗах-буханке" забрасывать нашу группу на полноприводном транспорте максимально вверх. Так мы экономили день пути - проехал за час-полтора с высоты 1500 м на 2500м, при этом правда немного страдала акклиматизация горных туристов, на второй-третий день пол-группы блевало и мучилось головными болями от резкого набора высоты.
Был еще один стремный момент, когда на горно-лошадной дороге то слева, то справа вниз была пропасть на 200-400 метров. Тогда впервые возникла мысль - неплохо бы здесь прокатить на легком эндуро.

Изображение


Изображение

Скажу откровенно, самое страшное, что испытал в тех двухнедельных походах 2009-10 гг, так этот подъем на УАЗе по "козьим тропам", когда от тебя ничего не зависит, мысль одна: "сейчас лопнет переднее колесо и нам пипец, улитим вместе с "буханкой" навсегда вниз. :sm232:

Изображение

Цель пеших походов думаю ясная - побыть на вершине ГОРЫ.

Изображение

Осенью 2010 на сайте МотоКиев появилась тема: Вокруг Эльбруса на эндуро.
Два года темка "успешно" висела на "Мотке" - пупутчиков не находилось, ехать одному в горы явно не хотелось.Потом тема перекочевала на Мототревелс, где на к лету 2013 года договорились с Иваном Чипом на совместную поездку по Приэльбрусью.
Да только вместе ездили мы не долго, всего-то два дня... история известная, ничего хорошего вспоминать нет.
Поскольку срезка Пхия - Архыз была не пройдена, не совсем удачный рейд 2013 года перенесся само-собой на 2014 год.

Компания на новую поездку по горному Кавказу подбиралась внушительная. После журнальной публикации в МОТО №1-2014г «Не только для пеших», где на 10 страницах достаточно обстоятельно было описано эндуро путешествие по горному Кавказу в августе 2013 года - интерес к эндуро-трипу по Кавказу явно возрос.

Изображение


http://www.zr.ru/archive/moto/2014/01/nie-tolko-dlia-pieshikh

По своему интерес к поездке по срезке Пхия - Архыз подогревал "мини-скандал" устроенный на просторах интернет пространства моим бывшим попутчиков, мистером с Мурманска, который после проблем ошибочного поиска пути среди лесовозных дорог, кстати ведущих в тупик, во всеуслышание заявил, что пути с Пхии в Архыз нет, а мои земляки, тогда еще украинского Крыма, которые катали этот маршрут в 2012 году - все выдумали.
Истерика устроенная мистером на лесовозных трассах в горах Пхии запомнится мне навсегда - теперь знаю, выбор напарника в путь, вопрос очень ответственный! Лучше одному, чем с кем попало.

Изображение

"Эпистос" на лесовозках в августе 2013 года получился на загляденье.

Еще в марте списался на сайте Мототревелса, где была выложена полная редакция журнальной статьи, с Димой с Питера. Дима «нарыл» в интернете интересную инфу о дороге на источник Кислый от краснодарского сайта «СКИФ-4х4» - любителей авто оффроуда.
С информации с этого сайта стало ясно, что джиперы тоже интенсивно интересуются прохождением срезки с Пхии в Архыз. Также на сайте было выложено видео дороги на Кислый. Получалось, что часть дороги идет реально по руслу неглубокой горной реки, что для любого мотоцикла составляет определенную трудность, ведь «приводнение» в броде иногда чревато для байка большими проблемами, вплоть до эвакуации мотоцикла.
Зарегистрировался на форуме джиперов, списался с админом Володей, который дал подробную инфу о том, как получить пропуск на Кислый. Самый простой способ – приехать в Архыз на погранзаставу, написать заявление и в течении суток получить пропуск. На этом вроде и остановились, потом выяснится, что все намного сложнее в России с погранпропусками.
В ходе интернет общения выяснилось, что на начало июня 8 человек предварительно дали согласие на проезд срезки Пхия – Архыз с заездом на источник Кислый.
В начале июня встретился на самом северном слете мототуристов - Мотобухта на Терском берегу Белого моря у селения Варзуга, с Димой с Питера. Как одним из главных компаньонов не только на срезку, а на все большое мотопутешествие по горному Кавказу с продолжением трипа в Грузии, по горным районам Тушетии и Сванетии.
Познакомившись и пообщавшись с Димой, понял всю серьезность намерений молодого рейдера. Согласовали сроки, встреча на турбазе в Псебае в среду 13 августа. Еще два парня с Украины – Володя с Одессы и Сергей-F1 с Херсона, который прошел срезку летом 2012г в компании крымских эндуристов на легких мотоциклах.
Ближе к августу выяснилось, что Виталий с Волгограда и два его товарища не смогут ехать по проблемам с байками. Крымчанин Коля Ветров, который проходил срезку в 2012г с Сергеем, тоже отказался.
Оставшихся 4 человека, неплохая компания, учитываю, что в сезонах 2011-12 годов вообще не смог найти попутчиков для эндуротрипа по Кавказу, потому сам в горы не ехал.

Изображение

8 августа, загрузив Сузуки ДРЗ-400 в микроавтобус, вместе с семьей поехали в направлении Новочеркасска, в гости к родителям супруги. Проезд осложнился военными действиями на востоке Украины. Дожились, по территории своего государства не можем безопасно путешествовать.
Таможню на Курск прошли с небольшими осложнениями, выяснилось, что мотоцикл и микроавтобус нельзя везти через границу оформив временный ввоз на одного хозяина – такие наши законы. Хорошо жена вписана в техпаспорт микроавтобуса, выход нашелся: мотоцикл на меня, автобус на супругу – вперед в Россиию.
Для сравнения вспомнилась ситуация весны 2012 года, когда вез с Италии два мотоцикла с купчими на себя и личный микроавтобус – на границе с Польшей проехал без проблем.
До Воронежа хорошая асфальтовая дорога, затем трафик на юг по М4 явно уплотнился, несмотря на две полосы в каждом направлении.
То, что началось после 630 км автострады Москва - Сочи, иначе, как большим недоразумением назвать не могу. В районе поселка Лосево дорога сужалась до одной полосы в каждом направлении и так почти на 70 км автострады. Сплошная пробка на 50-60 км пути, когда вся Россия едет на юг.

Изображение

Как же так, положить 1000 км отличной двухполоски до Ростова, не хватило ума доделать 60 км олимпийской трассы. Благо полноприводный микроавтобус Тойота позволял ехать вдоль дороги по кюветам, чем стоять в пробке при + 40 за бортом. Где-то на 700-м км трасса снова пошла двухполосной, что позволило с комфортом достаточно быстро доехать до Новочеркасска.
13 августа выехав в полдень от родных, проехав 450 км, к вечеру, был на турбазе в Псебае, где меня уже ждал Дима, который своим ходом с Питера проехав на Хонде ХR-250 почти 2200 км, отдыхал после трудного пути в предгорьях Кавказа.
По дороге в Псебай приключилась грустно-поучительная история о том, как нужно тщательно относиться к креплению багажа на туристическом байке во время путешествий, особенно на не совсем ровных дорогах.
В 2010 году будучи в очередной раз в мюнхенском мотомаркете Louis просто не смог отказаться от боковых мотосумок фирмы «MotoDetail», мало того, что продавались они скидочной цене в 50% от номинала в 120 евро, т.е. всего за 60 евро, так еще подкупала своей универсальностью – можно было соединить вместе и использовать как обычную дорожную сумку, в наличии были колесики как у чемодана и транспортировочная ручка, вместимость в 45л + дополнительная функция расширения делали ее просто не заменимой в путешествиях.
Два года она пролежала дома не востребованная. В 2012 году съездил с ней на слет «Мототревелса», прикрепил на БМВ-800ГС без проблем, на байке стояли самодельные специальные боковые рамки именно под такие сумки.
Тогда же появилась первая проблема с сумками. Погода по дороге на слет была дождливая, ехал в дождевике, в комплекте с сумками шли специальные болоньевые защитные чехлы, естественно одел их, чтобы сумки не промокали.
На подъезде к российской таможне, всего в 50 км от дома услышал какой-то писк в задней части мотоцикла. Остановился, смотрю правого чехла нет, а возле задней звезды мотоцикла виднеются остатки черной материи со шнурком.
Что получилось, при большой скорости шнурок, который затягивал чехол на сумке разболтался, часть веревки ветром попала на вращающееся колесо и вмиг содрало с сумки, когда стал притормаживать, колесо уже начало клинить.
Остановился, поставил байк на центральную подставку, отверткой и ножом убрал остатки «несчастного» чехла намотанного на ось заднего колеса, которое после этого начало свободно вращаться. Часть материала даже «закоксовалась» вокруг оси. Но колесо вертится свободно, значит можно ехать.
Посмотрел на чехол левой сумки, он тоже уже был расслабленным, свисал затягивающий шнурок, который не выдерживал сопротивления ветра с дождем и «собачки» попросту не справлялись с натяжкой чехла. Снял подальше от греха левый чехол, поехал дальше на «Тревелс».
Потом забыл эту историю. Весной 2013 года, когда перед Памирским трактом менял резину, снял заднее колесо, увидел неприглядную картину, вместо сальника большой звезды были остатки моего чехла, который от большой температуры превратился в пластиковую пластину, выдавившую родной сальник и повредившую резиновую защиту подшипника звезды.
Наделал мне дел защитный чехол. Подшипник запасной был - заменил сам, с сальником вышла проблема, родной надо было ждать 10 дней, в итоге подобрали с легковушки «Рено» - ходит до этих пор безотказно.
Сумка «MotoDetai» потом очень мне пригодилась, когда два сезона катались на прокатных байках в феврале 2013-14гг по острову Бали в Индонезии

Изображение


Изображение

Так мото-сумки выглядели в обычной жизни. :-P

В аэропорту это была обычная вместительная сумка, по прилету мы их рассоединяли и вешали через сиденье «Хонды-Тайгер-200», катались месяц по островам, все вещи вмещались, к тому же у сумок была дополнительная функция расширения, когда тарились сувенирами!
В мае 2014г ездил с ними в Закавказье, тоже все было класс. Причем перед поездкой даже была дилемма: ехать с большой центральной сумкой «Wolfman», как в прошлом году на Памир или брать две боковые?
Вспомнил, как в Фанских горах Таджикистана не смог сам поднять приложенный ГС-800, в том числе потому, что вещи были уложены в центральную сумку на задней части сидения – не хватило самому сил поднять байк, ждал Никиту «Бедуина», вдвоем БМВ подняли без проблем.
На Кавказ в майские "каникулы" поехал с сумками «MotoDetail», все таки центр тяжести мотоцикла с боковыми сумками ниже, чем с одной центральной, вдруг какое прилаживания, поднять самому байк больше шансов.
Только в этот раз заказал в швейной мастерской на сумки два чехла с плащевки, сделанных под тугую резинку.
На Кавказе все отработало на 100%. Чехлы постоянно вымазывались на горно-грейдерных дорогах, зато сумки были чистыми и не намокали. Чехлы же пару раз стирал в местных реках.
С теми же сумками и чехлами ездил на «МотоБухту-2014».
Когда снова собирался на горный Кавказ в августе, вроде как решил для себя, что еду с двумя боковыми сумками. На чехлы в той же мастерской пришили дополнительные светоотражающие ленты для лучшей «узнаваемости» на ночных дорогах.
Прикинул как будут крепиться сумки на ДРЗ-400, получается даже багажника специального не надо, так ОШИБОЧНО думал я.
В Новочеркасске, перед Кавказом, закрепил уже нагруженные сумки, посредине еще дополнительно мешок-баул на 35 литров – все ОК!
Пока ехал днем по отличному асфальту трассы на Краснодар, все было хорошо. Потом после поворота на Армавир – Пятигорск пошли ремонты дорог, разные ухабы и очереди из машин, которые объезжал слева, справа по кочкам и оврагам. Днем еще посматривал на крепление сумок, все нормально. Потом до Псебая ехал с 20-00 до 24-00, в темное время суток. Наверное на ухабах и ремонтах дороги около Армавира что-то в креплениях моих сумок нарушилось. Но с виду все было класс.
На заправках правда стал ощущать запах непонятной гари около мотоцикла, но темно, все казалось закреплено, проблем нет.
Приехал в Псебай к полуночи, Дима уже снял номер на турбазе. Вещи самые ценные забрал с набачной сумкой в номер.

Изображение


Изображение

Утром посмотрел байк, отчетливо слышна вчерашняя гарь от пластика, начал внимательный визуальный осмотр. Правая защитная боковина, которая предохраняет глушитель просто «сварилась» вместе с боковой сумкой.
Получилось, что при езде по неровным дорогам сумка съехала на часть чехла, который в свою очередь уперся в горячий глушитель. Дальше запросто мог произойти пожар, помог случай, положил в боковой карман сумки свой украинский госномер LOTOS, вот на него пришлась основная термонагрузка от глушителя. Если бы не алюминиевый номер, то наверняка прогорела бы палатка, надувной коврик и спальный мешок – вот тогда бы действительно была проблема.
В итоге: сумка прогорела насквозь, немного поплавилась папка с картами Кавказа – отделался легким испугом, могло быть намного хуже.
Вывод: обязательно нужен багажник под боковые сумки с защитой в районе глушителя, иначе может случиться то, что случилось у меня.
Дальше в дороге по Кавказу правую боковую сумку крепил на заднем багажнике, вся конструкция получилась ассиметричной и некрасивой, но выбора не было, на ездовые качества эндуро это особо не влияло.
Вот так проездил весь северный Кавказ с "однобокой" в левую сторону кладью

Изображение

Будучи в Новочеркасске полностью выяснил ситуацию с пропусками: в Архызе их дают в 3-4 дневный срок только гражданам России, мне как украинцу-иностранцу пропуск надо заказывать в Черкесске, причем срок рассмотрения – 2 месяца. Тут еще Володя Хотэй прислал сообщение, что с пропусками теперь проблема, за сутки не получите, да и зачем вам сам источник в погранзоне, вы что больные, лечиться едите?
Все правильно, прокатим до заставы , потом разворот на срезку до Архыза. Так с Димой и решили. На телефон пришло сообщение от Володи и Сергея, что они уже на турбазе в Дамхурце, под Пхией. Дозвониться к ним не смог, захотят – подождут в Пхие, нет, где-то дальше встретимся, маршрут до Грузии известен по сайту «Мототревелс».
Пока был в дороге, Дима на турбазе переобул асфальтовую резину своей Хонды, на «Кросс» для внедорог. У меня на передку стоял новый «Скорпион Ралли» от Пирелли, на заднем осталась прошлогодняя «Хейденау-скаут», вполне неплохо показавшая себя на горном грейдере.

Изображение

14 августа к полдню выехали в сторону Пхии, снова забавный щит о том, что дорога в аварийном состоянии. За год ничего здесь не изменилось.
Что переживать, знали куда едем, байки соответствующие именно таким «недорогам», резина тоже что надо. Трафик движения по горно-грейдерной дороге практически отсутствовал, попалось пару встречных тружеников лесовозов, загруженных под завязку лесом и несколько полноприводных машин, которые ехали на источники Кислый.

Изображение

Дорога вдоль реки Лабы по ущелью радовала практически первозданной природой – чем меньше людей, тем краше природа. В эти глухие горные края пока добрались только лесорубы и то в незначительном количестве. Пару раз останавливались, любуясь красивыми пейзажами горной реки и сплошными лесными массивами.
По дороге заехали на турбазу в Дамхурце, расспросили за ребят, нам рассказали, что два мототуриста с Украины утром уехали в направлении Пхии.
Через час тоже были в Пхие, ребят наших не нашли, наверное они сразу пошли на срезку в сторону Архыза.
Поехали на Кислый, первый большой брод на реке в Пхие прошли с «усложнениями» - приложился Дима, пришлось мне по воде бежать на помощь, подымать байк, все обошлось без технических поломок.
Заехали на полянку около моста, где в прошлом году очень душевно общался с черкесскими велотуристами, которые еще тогда категорически предупредили, что без пропуска погранцы не пустят. Никакие взятки не помогут, когда у служивых зарплата до 100 тыс. руб. в месяц.
После моста через Лабу сразу, как говорится, «с места в карьер» два больших брода через один из притоков реки Лабы. Теперь пришла моя очередь купаться, брод оказался очень уж длинным, почти метров сто, где-то в середине речки, двигаясь по краю дороги, наехал передним колесом на большой камень, мотоцикл уперся и на секунду остановился, добавил газу, заднее колесо «буксонуло» на месте, мгновенное замешательство и я уже лежу в воде на правом боку при работающем двигателе, ручка газа с кнопкой «стоп двигателя» под водой, глубина по колена, еще и сам завалился на бок. Вода у глушителя бурлит от работающего мотора, наконец-то выключаю зажигание, главное чтобы мотор через воздухозаборник не глотнул воды, тогда «крышка» - засядем здесь на долго.
По воде прибежал Дима, теперь его очередь помогать. Вместе подняли груженный байк с воды, вдвоем покатили еще метров 30 до возвышенности на дороге. Открыл крышки воздушного фильтра, которая слева и была выше уровня речной воды – фильтр, слава Богу, сухой.

Изображение


Изображение

Отдышались, поставили мотоцикл на «козла», с глушителя вылилось совсем немного воды, дальше пробовал завести, все Ок – мотор заработал нормально, значит отделались легким испугом и мокрыми личными вещами, то что ноги мокрые было уже не в счет, уровень воды в бродах был таков, что вода лилась в сапоги через верх.
Ничего не скажешь, очень оригинальная дорога до источника Кислый, особенно для мотоцикла. Дальше поехали немного по другой тактике, перестали прижиматься к обочине бродов, ехали как бы по колее автомобиля, уровень воды здесь был немного выше, но большие камни отсутствовали. Наибольшую опасность представляли броды с голубой водой, т. е. именно русло реки, выходившей на дорогу. Здесь было встречное или боковое течение, ведь ехали мы в гору, а воды реки шли с вершины, от тающих ледняков. Бессчетное количество небольших луж с грязной стоячей водой мы проезжали просто на ура. Через 10 км такого пути доехали до бывшего КПП с вывеской, что начинается програнзона, особого внимания мы этому не придали. Был уверен, что закон о единой пятикилометровой погранзоне распространяется на всех граждан пребывающих на территории России.
Наконец-то долгожданный шлагбаум погранзаставы, до которого оказалось 14 км от центра Пхии. Удивленный взгляд прапорщика, вы откуда? Мотоциклистов еще здесь не встречал. Дима отдал свой паспорт на проверку. Я пока стою молча, потом тихонько говорю Диме:
- Давай я развернусь, уеду назад за угол дороги. Ты пока сам разбирайся. Дима подумал, что я шучу, стой здесь говорит, мы так тяжело сюда добирались, может все же нас пустят на источники.
Когда минут через 10 дошло дело до моих украинских документов, увидев расширенные глаза погранца, понял, на сегодня мы «приехали».
Забрав украинский паспорт с миграционкой, прапорщик удалился, потом минут через десять вышел с расспросами не беженец ли я или переселенец с Украины – нет. Тогда может есть ПМЖ или временная прописка – нет.
После этого снова исчез минут на 15, вышел со словами, что сейчас приедет командир заставы и будет сам разбираться. Заодно мне рассказали, что Закон о пятикилометровой зоне здесь «не катит», потому что есть особый указ ФСБ о погранзонах и Кислый именно в этой погранзоне.
Командир ехал долго, часа три. За это время мы с мокрыми ногами успели замерзнуть, к вечернему времени в горах холодает. Старший лейтенант приехал на большом полноприводном КАМАЗе вместе с лейтенантом дознавателем.
Сказали, что Дима гражданин России, к нему претензий нет, но в погранзону без пропуска не пустят. У меня совсем другая ситуация - нарушитель. Прочитали Закон который нарушил, если согласен, то составляем протокол, расписываемся, дальше штраф 200 рублей, который надо оплатить в сбербанке в течении двух месяцев. Вдруг не согласен, тогда задерживаюсь до выяснения и надо ехать в часть в Пхию. Конечно согласился, что нарушитель – чистосердечное раскаяние смягчает вашу вину. Время 20-30, почти стемнело, в Пхию сейчас ехать по ночи на мотоцикле по бесконечным бродам очень даже стремно. Попросили поставить палатки рядом с КПП и посушить личные вещи. Нам предложили растопить баню, там нагреетесь и вещи высушите.
Вот это уровень! Пошли ставить палатки, потом Дима занялся баней, дрова подкидывал, меня же ждал дознаватель. Все как на следствии в письменном виде. Кто, где, откуда, почему и т.д.
Дальше пошли «политические» моменты, какую власть поддерживаю, как отношусь к России.
Как я могу относиться к России, если приехал к вам в гости туристом, со своими деньгами – не беженец, не на работу. Еще куча разных вопросов, вплоть до того, как отношусь к ЛНР-ДНР.
Рассказал дознавателю историю с Мотобухты, где был на Терском берегу Белого моря в начале июля. Тогда там познакомился с туристом с российского г.Киров, который услышав мой рассказ о нормальной спокойной жизни в Сумской области, с иронией заметил:
«Интересный вы народ украинцы, хотите жить в своей Украине».
После этого вопросы были исчерпаны. Пришел начальник заставы с кучей протоколов, все подписал, только печать в Пхие в части. Завтра надо заехать забрать мой экземпляр с печатью, потом в банк – 200 рублей штраф.
Меня отпустили, забрал с сумки заранее припасенное пиво и рыбу, пошел в сауну. Учитывая, что мы находились буквально у подножия Большого Кавказского хребта, даже в летние месяцы «одетого» в снежные шапки, от которых тянуло естественным холодом. К вечеру температура опустилась до +10, учитывая полностью мокрые ноги и мотоботы, после «приводнения» в броде-реке – общее самочувствие желало быть лучше, в таких условиях баня-сауна наверняка спасла от переохлаждения на местности и простуды.

Изображение


Изображение


Изображение

Кто мог предположить, что условно говоря, за 200 рублей мне предложат баню почти на границе с Грузией, не даром мерзли три часа, пока ехал командир.
После сауны пивко с вяленым карпом – мечта поэта. С хорошим настроением ушли с Димой спать по палаткам на замечательной природе Кавказа, под шум горной реки. Утром, после крепкого здорового сна на горном воздухе, собрали свои вещи и поехали в обратный путь, надо было заехать на заставу, забрать протокол допроса и квитанцию с печатью, чтобы уплатить штраф. Дорога назад оказалась намного проще, может потому, что была уже знакомой и не такой "страшной" в смысле водяных препятствий, как накануне. Снова несколько больших бродов, которые проезжали уверенно, даже снимая постановочные отрезки на видео. Перед самой рекой Лабой оказался самый длинный брод, по одному из впадающих в реку притоков - пришлось ехать метров 100 с определенный страхом, вдруг впереди какое русло или яма, чтобы не "нырнуть" по шею. Проехали удачно без падений, Дима на видео снимал, как у меня получится проехать - получилось без падения-купания. За последним бродом неожиданно показался долгожданный мост через реку Лабу.

Изображение


Изображение


Изображение

Проехав мост, по своему "стремный", без боковых перил, на дороге повернули влево, надо ехать на погранзаставу, забирать протокол с печатью. В этот раз взяли путь чуть левее от того места, где упал Дима, было видно, что здесь ездит основная часть авто. Брод оказался немного глубже, но без камней, проехали на ура, только водой обдало поболее. Дальше увидели вертолетную площадку и заросшие кусты справа от нас. Еще подумал, зачем здесь площадка? Да мало ли? У военных свои причуды. Даже и в мыслях не было, тем более ехал здесь уже в прошлом году, что за теми заросшими кустами и деревьями скрывается погранзастава "Пхия". Мы с Димой были уверены, что застава находится в Загодане, в 10 км от Пхии, на бугре был построен военный городок, обнесенный стеной. Мимо которого дважды проезжал в прошлом году и в этом году ехали мимо. Был абсолютно уверен, что это застава "Пхия". Десять км горной эндуро дороги проехали на одном дыхании.
Подъехал к воротам, звонок в домофон. Вышел лейтенант, я начал ему рассказывать за протокол. Смотрю он полностью не понимает в чем дело - ничего не знает, вчера никуда не ездил, тем более на Кислый. С его слов выяснилось, что это отдельная застава Загадан, в Пхие своя застава, как раз рядом с вертолетной площадкой. Вот так история! Значит мы проехали мимо заставы, уверовав для себя, что нам надо сюда, в Загадан. Снова назад, 10 км сплошных ям, камней и неровностей. Въехав в Пхию, начали внимательно присматриваться, нашли трубу кочегарки и здание в три этажа, грешным делом думал, что это местная школа, когда ехал в прошлом году. Мне и в голову не могло прийти, что на расстоянии 10 км друг от друга, стоят две "княжеские" крепости, только так смотрелись огражденные высоким забором погранзаставы с каменными постройками, на фоне невзрачных домов местных жителей.
Подъехали к металлическим воротам, звонок в домофон, объяснил причину визита, сказали - ждите. Ждали минут 20, несколько раз нетерпеливо звоня - время уходило, надо было быстрее ехать в сторону срезки на Архыз. Имея уже определенный опыт общения с такими службами, предложил Диме ехать в магазин, там меня ждать, тот отказался, на свою голову. Через полчаса пришел следователь, еще что-то уточнял у меня о курских родственниках, после чего отдал протоколы.
Потом подошел к Диме и начал допрос с протоколом, это я и ожидал, когда предлагал Диме ехать ждать меня к магазину. Опросник Димы занял еще минут 15-20, причем молодой следователь упорно повторял, что все делает для нашего же блага. Припомнились слова из песни Высоцкого:
- Доктор действовал во благо, только благо не мое...

Изображение

Наконец нас отпустили, пожелав счастливого пути. От заставы выехали вверх на центральную улицу селения, метров через 100 остановились у типичной сельской хаты с вывеской - МАГАЗИН. Зашли внутрь - деревянные прилавки, вытертые до блеска за многие годы бессменной работы, рядом мешки с мукой и сахаром.
Все это щемяще напомнило картину с далекого детства, похожими были небольшие магазинчики нашего городка в далекие 60-е годы, с такими же самодельными прилавками и деревянными стеллажами для хлеба. Мама родная, прямо как в МАШИНУ ВРЕМЕНИ попал, только холодильный прилавок уже с 21 века.
Дима взял мороженное, сам купил орешков и еще что-то перекусить. Разговорились с женщиной продавцом, выяснилось, что в Пхие никогда не было проводного электричества, даже при советской власти, с ее безграничным бюджетом не сумели довести сюда провода. Вот вам, что такое социализм - советская власть + электрификация всей страны. Определение социальной формации с учебников по научному коммунизму.
Возят до этих пор солярку бензовозами на погранзаставу, где дизель-электрогенераторы вырабатывают ток для всего поселка. Сейчас круглые сутки, а раньше бывало, что давали напряжение только 6-8 часов в день. Спрашиваю - А как же холодильники? - А как хотите? Как здесь можно нормально жить? Именно жить, а не существовать.
Вышли с магазина, немного перекусив, можно ехать в горы, дорога знакомая с прошлого года, как оно там, сейчас посмотрим. Реку, в которой «приводнился» Дима в этот раз снова объехали по нижней дороге, мимо заставы, там путь был намного проще, именно по этой части дороги авто едут на Кислый. После моста справа в сторону целебных источников, начали забирать вверх по лесовозке, все время беря левее по дорожному пути, который оказался намного заброшенней, чем год назад, стало понятным, бригада лесорубов на этом участке сейчас не работает – никаких следов от трехосных старых лесовозов ЗИЛ-157.
10 км подъема вверх, на развилке, уходим влево, крутой спуск вниз, небольшой деревянный мост через Пхию, именно этого моста небыло в 2012 году, когда Коля Ветров с Сергеем F1 тогда «штурмовали» срезку и на веревках переправляли свои мотоциклы через реку Пхия. Все это, спустя два дня нам расскажет Сергей F1, которого с одесситом Володей встретим по дороге на Черкесские Джиласу.
После моста дорога метров триста была расчищена бульдозером, что несомненно нас обрадовало, но потом грейдер уперся в поваленные деревья и пешеходную тропу идущую вдоль обрыва, слева от реки.
Странно, что исчезла рубленная с евробруса сторожка погранцов – убрали кому-то на дачу?
Поставили байки, пошли в разведку. Сразу увидели свежие следы мото-эндуро покрышки, это несомненно обрадовало, значит ребята нашлись, проехали наверное еще вчера, без заезда на Кислый.
С километр прошли по тропе, пересекающей два ручья и несколько поваленных деревьев. После второго ручья подъем вверх к легко угадываемой дороге. Решили хватит ходить, возвращаемся и будем волоком тащить байки по очереди.
Сначала попеременно то катили вдвоем через деревья, то медленно ехал сам на ДРЗ-400. Потом вернулись к Диминой «Хонде», точно таким же образом провели-проехали.
Полдень, жарко, высота 2000 метров, тяжелая физическая работа по протаске мотоциклов дается тяжело. Самый сложный участок , где тропу частично снесло селем мы уже прошли, толкая байки снял защитные наколенники, чтобы не мешали.
Дальше показалось, что тропа стала доступнее, решил поехать сам, без страховки со стороны Димы, так будет быстрее. Одел шлем несмотря на то, что пот ручьем льется, пусть лучше будет на голове, чем потом возвращаться за ним назад. На одном из участков, где вместо правой обочины идет небольшая пропасть, заднее колесо «Хейденау-Скаут», на мокром грунте начинает идти юзом вправо, машинально пытаюсь оттолкнуться правой ногой, вместо толчка нога «упирается» в воздух – справа нет обочины. Чувствую, что валюсь вправо, что есть силы толкаю байк влево, и сам кубырем, пытаясь сгруппироваться, два или три раза переворачиваюсь через голову, лечу с небольшого обрыва прямо в ручей. Несколько раз чувствую, что голова в шлеме бьется о камни. В этот же момент ловлю себя на мысли, хорошо, что байк упал на тропе, но так мне казалось, спустя долю секунды слышу шум сверху, рядом со мной, пару раз переворачиваясь через руль, падает ДРЗ. Повезло, хоть не привалил. Медленно подымаюсь, рки целы, голова тоже, выручил шлем, даже плохо стало от мысли, что учитывая жаркую погоду и медленную езду по тропе, хотел ехать без шлема.
Только ощутимо болит правое колено, когда катился вниз, где ударился о камни, а защитные щитки снял, во лопух – получи на раздачу.
На шум слышен крик Димы:
- Володя, ты где.
- В пропасти.
- Жив?
Скорее да!

Изображение


Изображение


Изображение

Прибежал Дима, смотрит с тропы вниз, байк внизу трехметрового обрывчика, как раз упал в ручей.
Посмотрели, только сломано крепление ветровика и само стекло треснуло в нескольких местах. Все остальное вроде нормально, но и колено у самого ноет, слава Богу – ушиб.
Как говорится отделался легким испугом. Подняли, разгрузили байк, вытащили снова на тропу, только тянули вверх вдоль ручья по камням.
Потом пошли перекатывать его Хонду. Он медленно ехал на первой передаче, а я сзади страховал от возможного снова вправо. Увидел большой камень на тропе, на нем меня снесло вправо и получилось падение. Димин байк тоже немного понесло юзом вправо на этом же камне, только помня свою участь, что есть силы толкал Хонду влево, плюс резина у Димы, более злая, чем моя «Хейденау-Скаут». Так вдвоем проехали неудачное для меня место.
После досадного падения, сделал для себя вывод: в такие горы, надо обязательно хорошую «злую» резину, типа той, что стоит у меня впереди – Пирелли Скорпион Ралли, но только не «Хейденау Скаут».
Дальше у меня еще раз будет проблема с задним колесом «Хейденау».

Изображение

Разгруженный байк со сломанным ветровиком и согнутым в «бараний рог» рычагом сцепления стоял на тропе. Дима достал свои ключи, к ним доступ был более свободным, чем к моим - начали не хитрый ремонт. Открутили ветровик, чтобы поправить крепление. Минут за 10-15 все было готово к дальнейшему пути. Прошлогодняя наука со сломанным рычагом сцепления даром не прошла. Вместо китайской запчасти, выписал с «Ебея» фирменные рычаги сцепления и переднего тормоза, такой рычаг не сломался при ударе, когда защита руля при падении приняла удар на себя и частично ушла со своего места, потому и рычаг погнулся, но не сломался, как в августовском эндуро-Кавказе 2013г.
Поехали дальше по заросшей тропе, поочередно помогая друг другу. После второго ручья был резкий подъем влево к бывшей дороге, продолжение которой снес несколько лет назад сель, превратив в тропу для горных туристов и местных пастухов.
Зеленая трава с мягким грунтом превратила мой подъем к дороге на ДРЗ в сплошное мучение. Неплохо проявившая себя на каменном грейдере задняя покрышка «Хейденау-Скаут» совсем не держала мотоцикл на влажной траве, постоянный снос в юз то влево, то вправо или пробуксовка с частичным «зарыванием» колеса во влажном грунте – запаса мощности мотора хватало вполне для активной езды в горах, только резина «ехать» явно не хотела.
Дима заехал на дорогу первым, поставил байк, спустился толкать меня к верху, так с большими потугами заехал ДРЗ по мокрой траве. Сколько при этом высказал нелицеприятных слов, в прежде казалось такую «зубастую» «Хейденау-Скаут», надо же было как-то снимать стрессовую ситуацию.
Казалось самое тяжелое позади, выехали на дорогу, достаточно крутой подъем, будем ехать вперед. Каково же было разочарование, когда «дорога» закончилась через 300 метров – снова следы давнего селя, снесенные в поперек деревья и еле угадываемые следы резины грубого протектора мотоцикла, наши товарищи явно едут на «правильной» резине.
Дима поехал первым, стал трогаться за ним, снова незадача. Крутой подъем, байк «газует» на месте, заднее колесо постепенно зарывается во влажную почву, при этом тронуться с места не могу. Слезть с высокого мотоцикла тоже тяжело, чтобы не потерять равновесие и не завалиться на бок в грязь.
Да, рост в 170 см явно не помощник в езде по такой местности. Терпеливо жду Диму, слышу его крик:
- Что случилось?
Ругаясь от безисходности про себя, кричу во все горло, что надо помощь.
В тяжелой защитной снаряге и кроссовых ботах приходит сверху Дима, толкает меня вверх, тут еще задача не переусердствовать – не спалить сцепление.
Снова еле угадываемая пешая тропа, несколько ручьев и крутые холмы по пути.
Куда дальше непонятно, дороги как таковой нет, ставим байки, при этом у Димы начались проблемы со сцеплением – мотоцикл отказывается ехать в гору, буксуя на месте, только об этом подумали. Начали смотреть байк, оказалось разболтался трос сцепления, путем небольшой регулировки сцепление «нашлось».
Время движется к сумеркам, куда ехать не знаем, мы находимся в своеобразном «цирке», внизу в долине, со всех сторон окруженной горными холмами. Пешком пошли искать тропу или дорогу, по логике вещей по травяному покрытию мы отсюда не выберемся, надо искать хоть какой-то намек на дорогу. Влево и прямо по ходу сплошные заросшие травой горные склоны, вправо просматривались тропы, по которым судя по следам гоняли домашних животных.
Попытался вспомнить трек Коли Ветрова, который дома изучал с картой и увеличительным стеклом, но на местности, без привязки к каким либо зданиям, трудно себе представлялось куда ведет «нить» трека.
Дима остался смотреть внизу, сам, как более подвижный к горным походам живо поперся вверх. Увидел в разных местах свежие следы эндуро резины от мотоциклов, в единую дорогу они не как не складывались.
Вспомнили слова местных в Пхие, мол здесь люди ходят, потому дорогу-тропу там найдете. Ничего мы здесь не находили. Вышел к самому верху из долины, здесь действительно увидел угадываемую бывшую дорогу, практически заросшую травой – на машинах уж точно никто здесь не ездит. Как следопыт стал приглядываться, только копыта лошадей и кое-где свежие следы протектора моторезины. Все ясно, ребята с этого «цирка» выехали вчера, сейчас времени уже больше 7 вечера, сегодня по видному мы отсюда не выберемся.
Зато поиски увенчались успехом, дальнейший путь виден очень четко по горному плато в сторону Архыза. Медленно снова стал спускаться по поросшему деревьями склону, кое-где стала угадываться бывшая дорога, теперь стало ясно как нам завтра надо ехать, на дворе смеркалось, будем ночевать внизу, там где остались мотоциклы. Спустившись с километр вниз, голосом нашел Диму, он обескуражено сидел под деревом с явно уставшим видом.
- Что случилось, со страхом в голосе спрашиваю.
- Наверное давление, голова немного кружит, набегался здесь по горам, да толку мало. За последних полгода похудел на 15 кг, продолжает Дима, надо еще столько же сбросить.
- Не, не, болеть сейчас не надо. Ты это брось! А у самого термофутболку хоть выкручивай от пота. Пока рысаком бегал по склонам, даже за ушибленное при падении колено забыл.
Передохнули вместе минут пять, рассказал, что дорогу по факту нашел, только два очень крутых подъема по пути, хотя бы не пришлось завтра разгружать мотоциклы, чтобы вытянуть наверх.
Вернулись к байкам, еще пришлось пройти метров 500, потом развернулись и метрах в двухстах вниз по склону нашли более менее ровную площадку для того, чтобы поставить палатки.
Рядом, к нашей радости, шумел ручей. Будет вода немного смыть пот и приготовить горячий чай. Разожгли костер – к вечеру в горах заметно похолодало, приготовили покушать, немного приняли коньяка с фляги.
Одни в дикой природе, тишина, красота, чистейший воздух, тепло костра – полное умиротворение на душе. Особенно когда вспомнили весь прошедший день: утренняя дорога с Кислого, потом пограничные проблемы с протоколами, казалось бы трудная дорога вверх к тропе, но после проезда «волоком» только части тропы, стало понятным, что дорога по горному грейдеру с бродами, были только «цветочками» в сравнении с движением по самой тропе. К тому же очень утомили поиски проезда, посмотрел на записанный трек в телефоне, за день находили в горах порядка 8 км пешком, ногами, обутыми в кроссовые боты, что далеко не одно и тоже, что ходить в трекинговых горных ботинках.
Еще завтра ждало продолжение «битвы» со срезкой, так до конца не определились, как и куда будем ехать.
Это будет завтра, пока коньяк горячим елеем разлился по венам у теплого костра. На душе стало хорошо и спокойно, все нормально, байки целы, сами в порядке – утро вечера мудренее.
С тем уснули.

Изображение


Изображение


Изображение


Утром проснулся от пенья птиц, свежий горный воздух восстановил утраченные накануне силы, несколько раз невольно просыпался, когда во сне ворочаясь ударялся больным коленом. В данном случае покой только усиливал боль, пока ходили вчера в поисках дороги вверх, даже забыл об ушибе. Покой казалось снова вернул боль, посмотрел утром в палатке на ногу, обнаружил в коленном суставе вполне приличный синяк, оставалось только сожалеть, что снял защитные щитки, думал зачем они надо, когда еду со скоростью 10 км/час, вот как все обернулось.
Возраст дает о себе знать, сплю намного меньше, чем мои более молодые коллеги, начал это замечать еще с 2010 года, когда толпой в 5 человек катались на прокатных байках по Индии.
Пока Дима спал, сделал обязательную для себя зарядку, немного расходил ушибленную правую ногу. Мы в глухом кавказском горном лесу, прошли почти сутки, еще ни одного человека не видели в этом районе. Отсутствие следов человеческой деятельности, лишнее тому подтверждение.
Проснулся Дима, приготовили чай на газовой горелке, немного перекусили запасами припасенных в дорогу продуктов. Затем он рассказал, что где-то в начале пути упал под Питером, думал даже возвращаться назад, поднял рубаху, приличная синяя гематома на весь левый бок, действительно сильный удар по внутренним органам. Слава Богу, только ушиб.
Такой вот обмен любезностями, что толку смотреть на синяки, поездку планировали с марта месяца, именно по этому, продолжил Дима, после падения продолжил путь в более чем 2000 км до Кавказа.
Тронулись вперед по горному склону вверх, единой тропы нет, метров 200-300 едем, потом снова пешком на просмотр пути. Так в 3-4 захода выехали на прямой путь вверх.
Дима поехал первым, как-то уж очень лихо объехал по траверсу крутой подъем. Смотря на его удачный проезд, предложил тоже самое сделать на ДРЗ-400, откровенно говоря, после вчерашнего падения, пропала у меня уверенность в езде, ехал все время с боязнью упасть, что совсем не придает легкости в пути по горным тропам .
Дима согласился без проблем, также легко по траверсу объехал на «ДРЗетке», даже подстраховать на одном из склонов его не успел, поехал на ходу дальше вверх.
Пришел пешком сам, он рассказал о впечатлении о моем эндуро: намного больше запас мощности, чем в его «ихэр-250», только задняя резина явно слабоватая для таких склонов, пару раз пробуксовывала.
Отлично, еще одно положительное мнение о ДРЗ-400, значит «правильный» байк для таких горных маршрутов, была у меня мысль менять на КТМ-690, нет, буду катать по горам на «Дрезине», только «правильную» резину, типа ТКС-80 или «Скорпион Ралли» надо обуть на заднее колесо.
Остался последний прямой крутой подъем, перед выездом на дорогу. Решили перестраховаться, последние метров 50 поочередно вдвоем затолкали мотоциклы вверх на скорости.

Изображение


Изображение


Изображение

Последнее фото на память о преодоленной срезке Пхия – Архыз, метров через сто выехали на бывшую дорогу, поехали по горному плато в сторону Архыза.
Радовались мы рано, дорожка оказалась с подвохом, в двух местах крутизна склонов была таковой, что пришлось выключить двигатель и очень медленно спускаться на двух тормозах, да и то заднее колесо несколько раз срывалось в юз. Думал в эти моменты, как здесь подниматься-опускаться в дождливую погоду – наверное никак. Вот она готовая трасса для оффроудных соревнований любого уровня.
Ориентировочно ехали по карте-треку краснодарских джиперов, этот путь из Пхии в Архыз давно волнует автотуристов экстрималов. После прошлогодней неудачи с проездом срезки, специально зарегистрировался на их сайте «4х4». Оттуда же взял схему проезда обозначенную на генштабовской карте, на ней отдельно был отмечен мостик, спустился к нему, действительно на джипе можно «кувыркнуться» вниз, аккуратно проехал. Метров через 100 остановился, стал смотря в зеркало ждать Диму, трудно сказать, что у него пошло не так, только увидел в зеркало падающий байк.
Ставлю свой байк на подножку, бегом назад к Диме, подняли с метрового уступа мотоцикл, вытянули на дорогу, говорит, что потерял темп, надо было ехать чуть быстрее, пытался оттолкнуться ногой, вместо обочины – пустота, потерял равновесие, упал с узкой дороги на правую сторону. В горах надо быть предельно сконцентрированным - обошлось, руки-ноги целы, байк тоже, поехали дальше.
Спустились в долину, палатки туристов на авто, значит впереди обычная дорога. Добавили «газку», проехали строящуюся дорогу, говорят в Пхию, берет сомнение, наверно просто на плато, для строительства базы отдыха. Чересчур уж крутые подъемы спуски в сторону Пхии, даже линию ЛЭП не проложили при Союзе, что за нынешнее время говорить, когда все стройки в основном сконцентрированы на личных дачах и особняках.

Изображение

В Архызе масса отдыхающих, горные маршруты, конные прогулки, сплавы по реке – туризм развивается быстрыми темпами.
Нашли недорогую базу отдыха, сразу слева за рекой. Триста рублей за койку в строительном вагончике, как раз выходные дни – все занято. Хорошо, хоть палатку ставить не надо.
Выспавшись на койках, утром решили ехать вместо курортного Домбая на Черкесские Джиласу, учитывая, что два дня выпало из плана: вынужденная задержка на Кислом и ночь на срезке.
Асфальтовая дорога до Карачаевска с постоянным крейсером 80-90 км/час, быстрее не надо, вокруг прекрасные горные пейзажи, приятно глазу смотреть.
На выезде из Карачаевска в сторону аула Хурзук неожиданно встретили украинских ребят – Володю и Диму, которые не дождались нас на турбазе Дамхурц. Интересная беседа, обмен впечатлениями, на Кислый они не поехали, срезку прошли одним махом, Сергей ездил здесь с Колей Ветровым в 2012 году, интересный фильм сделали о том нелегком мотопоходе.
Они уже побывали на Черкесских Джиласу, потом по срезке поехали на Бесчанский сырзавод мимо «Царских ворот», там дорогу не нашли?! Вернулись назад в Эльбрусский, теперь поедут через перевал Палнбаши, снова на Бесчанское плато.
Рассказал им историю 2013 года, когда тоже вначале не нашел дорогу в сторону Сырзавода, вернее дорога есть, только бытует ошибочное мнение, что сам бывший завод где-то рядом, а до него надо ехать 25 км.
Естественно ребята огорчились, возвращаться назад не было им смысла, тем более, я то помнил непростой подъем на плато от «Царских ворот», дорожка там не простая, лишний раз по ней ехать – удовольствие не из приятных.

Изображение

Через час разговоров мы разъехались, договорившись встретиться на Кабардинских Джиласу, мотоциклистов здесь ездит мало, обязательно найдемся, был совместный план дальше ехать в Грузию, в горный район Омало, в который не попал через снега весной на майские, когда с другой компанией катал по Закавказью на БМВ-800ГС.
В аул Хурзук асфальтовая дорога, после аула по ущелью влево все время с набором высоты по узкой горной дороге. Как в прошлом году, 20 км горного грейдера с лужами проехали за час, полноприводные авто обычно едут 2-3 часа времени, такая естественная «полоса препятствий».

Изображение


Изображение


Изображение

Километров за пять до источников открылся замечательный вид на Западную вершину Эльбруса, из-за которой просматривалась Восточная «шапка», как раз за таким видом ехал сюда, в прошлом году два дня Гора была в тучах, зато теперь, во всей красе.
Поставили палатки, встретил знакомого местного жителя, Мусу, с которым приятно общались год назад.
Сходили попить натуральной минералки, затем покупались 15 минут в нарзановой ванне. Все так же, как год назад, как 150 лет назад – народный курорт 19 века!
Вечером у костра собрались приехавшие на самостоятельное лечение мужики. Разговоров больше всего о Украине, оно понятно, всю жизнь говорили-писали о крепкой русско-украинской дружбе, тут на тебе – война, причем «горячая» на Донбассе, это в 21 веке.
Потом перевели разговор в более спокойное русло, о домашних заботах, работе, мототуризме.
«Интересную» точку зрению высказал один из местных аксакалов, уже пожилой человек. Когда с Димой начали рассказывать, что путешествуем по всему северному Кавказу, он как бы вставил свое мнение, мол какой с вас толк, с путешественников?
Немного опешив, в один голос с Димой говорим, так мы к вам деньги везем, приехали не отбирать у местных рабочие места, наоборот в карманах свои заработанные «тугрики» – вы только создавайте условия, чтобы больше туристов к вам ездило, места очень красивые.
- Не надо нам никаких туристов, без вас проживем.
Давай наперебой рассказывать, что есть страны, которые вообще живут только за счет денег туристов, разве это плохо. Тем более когда с доходами плохо, безработица зашкаливает среди местного населения.
- Ну и что, проживем без туристов… продолжал бубнеть местный житель.
Такое вот непонимание, граничащее с невежеством.
Даже интересно стало, почему с той стороны Главного Кавказского хребта, в Грузии – полное радушие с классической грузинской пословицей:
«Гость – посланник Бога»!
Здесь на северном Кавказе, в том числе такая, не побоюсь назвать вещи своими именами – дикость.
Были разные мнения и разные встречи у нас на российском Кавказе, но такая тоже была.
Потом, по дороге назад мы с Димой трижды убедились на собственной «шкуре» о «радушии» по отношению к туристам, как следствие воплощения в жизнь воззрения таких аксакалов.
В первых двух случаях в поселке Эльбрусский, когда ехали назад с Джиласу. Не доезжая километр до селения, нам на встречку выскакивает «Нива» и идет прямо на «таран», сгоняя с трассы просто на обочину – за рулем местный молодой парень, рядом такой же, весело при этом смеются.
Вот вам: «Гость – посланник бога».
Дальше хуже. На въезде в сам поселок, справа увидели толпу местной молодежи, проехали спокойно. Остановились в центре села, зашли в магазин купить что-нибудь перекусить.
Смотрю в окно, подъехали «жигули», которые стояли возле ребят в начале села. Вылез с машины мужик-ханыга, по лицу видно, зашел в магазин. Давай у нас просить деньги на опохмелку – мы ему, какие деньги, ты на нас посмотри, спим в палатке, зашли купить булку с лимонадом, у нас самих копейки.
Вышел он не чем с магазина, я за ним. Смотрю к эндуро подошел – крутится смотрит. За рулем «жигулей» сидит другой молодой парень. Между собой перебросились пару фразами – авто уехало с разворотом.
Зашел назад в магазин, надо было сока купить. Вышел через 3-4 минуты, собрались ехать дальше, смотрю на крышке бензобака, где стоял фирменный «грибок» от «Абсербиса», зияет пустота – ханыга не даром крутился, раз денег не дали, так хоть что-то уворую.
Действительно, зачем туристы, зачем воспитывать уважение к гостю и путнику, лучше обворовать.
Третий случай, в продолжение темы, был в Тырныаузе, через день. Подъехали к местному магазину, там несколько школьников рядом «тусуются», в этот раз ходили в магазин по очереди, видя живой интерес ребят к мотоциклам.
Разговорились с местной молодежью: куда едете, какие мотоциклы и т.д.
Один с компании говорит, что тоже хочет путешествовать, только мотоцикла нет. Зато у него есть друг-каратист, говорит Диме, что друг сильный, он вас точно сможет побороть и забрать мотоцикл, чтобы самому поехать в путешествие!
Вот она «кривая психология» местной молодежи – зачем работать, если можно забрать-отобрать-украсть.
После таких откровений именно на самом горном Кавказе, услышанные от местной молодежи и «аксакалов», становится понятным, почему расстреляли московских туристов в 2010 году – безоружных людей, приехавших в гости в эти края.
Грустные мысли, грустные истории.

Изображение


Изображение

Сон на природе, на высоте 2600 метров у подножия Эльбруса, долгим быть не может. Целебный горный воздух быстро восстанавливает силы.
Утром снова целебная вода вовнутрь и ванна с нарзана в полный рост. Пообщался с туристом с Краснодара, бывший украинец, больше десяти лет как занимается бизнесом в России, приехал на Джиласу с супругой на своем джипе, увидел на байке номера Украины, подошел с расспросами.
Что рассказывать, в Сумской области все нормально, на востоке – война, проехать теперь нельзя, путь в объезд через Воронеж. Зашел разговор о туризме, в том числе – горных лыжах, он рассказал о новых трассах Сочи, советовал обязательно побывать.
В Домбае был зимой неоднократно, буду планировать Сочи, раз интересные горки с высотой до 2500 метров.
В этом как раз прелесть путешествий, новые знакомства, опыт бывалых туристов, рассказы о новых интересных маршрутах и местах.
Приготовили завтрак, собрались неторопливо, тепло попрощался с Мусой:
- Приезжай в следующий год, обязательно приезжай, не слушай никого!
Вот она, другая точка зрения. Все мы разные и мысли у нас тоже разные.
К обеду уехали на другую, северную сторону Эльбруса, до которой пешим ходом, через перевал Буруктыш, всего было километров 20, в объезд через срезку на Сырзавод – километров 150, через Карачаевск и перевал Палнбаши – больше двухсот километров.
Дорога назад все время вниз с 2600 м на 1500 м до аула Хурзук, как не крути, час езды, быстрее не получается, при том, что расстояние 20 км. Наверное быстрее не зачем – места красивые, едешь любуешься, не забывая, что нельзя ослаблять внимание, то слева, то справа пропасти, лучше проехать здесь осторожно, потом на асфальте можно прибавить в скорости.
После Хурзука поехали по пустынной дороге в сторону Эльбрусского, где будем поворачивать вправо, на грунтовку до Бесчанского сырзавода.
Случай в Эльбрусском уже рассказывал – грустно, ни в одной стране Мира такой дикости не встречал, по встречке езда в лоб, причем сознательно.
У поворота на Сырзавод снова остановились у камня-метеорита. В сравнении с прошлым годом, здесь какой-то разбой, скамейки нет, заграждение разрушено.
Вандализм. Неужели с Москвы или Киева приехали вандалы – нет местные. В чем смысл?
Километров 20 эндуро-дороги до Царских ворот, спустились вниз, к самому проходу между двух скал. Мост разрушен весенним паводком, как говорили ребята, побывавшие здесь позавчера. Спешились, не продолжительная фотосессия.
Снова на байки и вверх, дорога оказалась немного лучше чем в прошлом году, когда было много промоин от дождей, сейчас явно суше. К тому же моя передняя резина Скорпион Ралли прекрасно держит дорогу, в отличии от стоковой К76-Хейденау, в прошлом году. Еще бы заднее колесо «Пирелли-Ралли», тогда совсем было бы замечательно ездить по местным горным грунтовкам.

Изображение

Мост у "Золотых ворот" в 2013 г. был еще цел. От этого моста один из самых крутых подъемов вверх, по которым приходилось ездить.
Как итог подъема - выезд на Бесчанское плато.

Изображение


Подъем с 1400 метров на 2000м по высоте, на Бесчанское плато, протяженностью 9 км, были эти данные в записанном треке телефона-навигатора, только «накрылась» вся программа в малазийской столице Куала Лумпур, вместе со всеми треками. Необъяснимый глюк нави-программы после того, как поставил телефон в режим полета. Такая ситуация уже второй раз – больше никогда не буду ставить телефон на андроиде в режим полета, лучше уж совсем выключать.
До прошлого года, этот отрезок пути был самой тяжелой дорогой в моих путешествиях. В этот раз проехали с Димой как-то легко, даже самому приятно, что нет такого перепуга, как в августе 2013 года.
Выехав на плато, помчали прямо по дороге, здесь немного блудил год назад. Именно отсюда вернулись назад в сторону Эльбрусского Сергей и Володя в этом году. Всем не местным думается, что Сырзавод где-то рядом, нет, надо 25 км еще катить по грунтовкам с набором высоты до 2400 метров. Хорошо дождей больших не было, ехали вполне комфортно по горному плато в гордом одиночестве.
Минут через 40 вдалеке показались строения – бывший Бесчанский сырзавод, какое-то здесь производство осталось, только не завод – это точно. Развилка и несколько направлений: влево – перевал Гумбаши, прямо – брошенный аул Хасаут, вправо – в сторону бакардинских Джиласу и «немецкого» аэродрома у северного подножья Эльбруса. Погода облачная, вся красота Горы скрыта за облаками.

Изображение


Поехали вправо в сторону Джиласу, километров через 10 еще одна развилка, мы уходим влево, в сторону дороги Кисловодск – Джиласу. Километров 15 грунтовой дороги с лужами, после пути на Кислый и тропы-срезки Пхия – Архыз, местные лужи и грейдерная дорога кажется совсем не страшной – привычный эндуро путь. Иначе зачем покупать и ездить на эндуро, уж точно не для того, чтобы искать объезды по асфальту.

Изображение

Выехали на кисловодскую трассу, дорогу делают быстрыми темпами, процентов 90 пути с Кисловодска через Бесчанское плато на Джиласу закатано в асфальт. Захватывающие горные пейзажи и серпантины, в прошлом году ехал здесь ночью – так вышло. Теперь понятно сколько не увидел красивейших мест, именно за такими картинками живой природы ездим за 2000 км на Кавказ. Так что ночью – ни в коем случае, считайте, что себя обворовали на впечатления, ради которых сюда приехали.
По еще не заасфальтированному серпантину спустились в долину реки Малки, дорога проложена по новому мосту, здесь в 2012 году Коля Ветров с Сергеем F1 (напомню, теперешний коллега по путешествию с украинского Херсона, который с одесситом Володей ехали на день вперед по «нашему», вернее общему маршруту) «утопили» один из байков в своем эндуропутешествии по горному Кавказу в августе 2012 года. На сайте Мототревелс Ветров в сентябре 2013 года выложил фильм с Ю-туба, о тогдашнем горно-кавказском трипе – занимательное кино, надо заметить! Теперь Сергей проехал по мосту, наверняка вспоминая ужасы того своего маршрута.

_________________
«Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде» - Агата Кристи


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Горный эндуро-Кавказ - 2014.
СообщениеДобавлено: 08 апр 2016, 15:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2014, 00:37
Сообщения: 83
Откуда: Украина, Глухов.
Пол: Муж
Имя: Владимир
Мото: ГС-800. ДРЗ-400S/Е
Продолжение.

Приехав на воды Джиласу, в этот своеобразный мир «больных людей», вернее сказать, озабоченных своим здоровьем и потому приехавшим сюда, на высоту 2400 метров, жить в палатке, каждый день принимать на «халяву» нарзановые ванны, 3-4 раза в день вместо пива и водки, пить действительно целебный, натуральный нарзан, вытекающий из-под бывшему вулкана, теперь потухшего – двухглавого Эльбруса.

Изображение


Изображение

Только одно присутствие на дикой горной природе, с таким распорядком дня, в добавок с постоянным «отравлением» организма чистым горным воздухом – 99% залог на то, что вы наверняка уедите отсюда в добром здравии и прекрасном настроении, пожив здесь хотя бы 7-10 дней с таким режимом дня и заботой о собственном здоровье.
Вот что такое ДЖИЛАСУ, для тех, кто еще в сомнении, ехать сюда или нет.
Приехав в мир палаток, «газелей», грузовиков с будкой, мы сразу заприметили два байка на одной из здешних «улиц» - наши ребята.
Колоритная картина – предгорье Эльбруса, четыре мотоцикла на 500 припаркованных в окрестностях автомобилей, прием три мотоцикла, на номерах которых красуется желто-синий флаг. Вот так «враги», куда прикатили, как высказывался один популярный мурманский эндурист, на «всекавказскую сральню» - такие вот эпитеты, как говорится, кто зачем едет. Кто-то на «сральню», иные приехали, чтобы сходить пешком к «Серебряному источнику», с постоянной температурой воды +2 градуса. Кого что интересует.
Поставили рядом четыре мотоцикла, нашли место еще для двух палаток, дальше живое общение, разговоры о путешествиях, домашних проблемах и увлечениях. Компания из разряда 2+2, два молодых товарища до 30 лет – Дима и Сергей и два «деда», одному уже перевалил полтынник, другой, мой тезка Володя – мужчина в расцвете сил, с возрастом 45+.
Володя вправду оказался личностью неординарной, бывший сотрудник какого-то силового ведомства (или их бывших не бывает?), ушел на пенсию по выслуге, чтобы немного по жить «по человечески» (так он сам сказал), имеет награды от правительства Украины, дома ездит на джипе Тойота-Прадо, путешествует на «Африке-твин» и Хонде-XR-250, как в данном случае по Кавказу.
Из его уст услышали пару интересных рассказов, потом легли спать.
Утром Сергей с Володей, томимые уже третий день водами нарзана, выехали в Тырныауз через перевал Шаукам, сразу после завтрака. Обменялись всеми возможными номерами телефонов, договорились списываться по маршруту, у всех цель одна – горная Грузия, только проездом по срезке на Безенги, дальше Аушигер с горячим бассейном и сразу на Верхний Ларс и Грузию в сторону Омало.

К сожалению такого Эльбруса, как в 2010 году, в 2013-14 гг мы так и не увидели - все спрятали облака.
Одна из самых впечатлительных картинок в жизни!

Изображение


Изображение

Великий Эльбрус мы увидели с двух сторон: западной и северной - КРАСОТА! Именно за такими видами надо ехать на Кавказ, с асфальта такую картину не увидеть. :mad:

Изображение

Ребята уехали, мы с Димой прошлись на источники, попили водицы, постояли в ванной с парами газов от вулканического Эльбруса.
Дальше пути разошлись, Дима вернулся к палаткам, у меня осталось одно не выполненное дело с 2010 года, пройти пешком на знаменитое Приэльбрусское плато «немецкий аэродром», там где-то рядом находится Серебряный источник, тот же нарзан бьет ключем из под Эльбруса – вода целебная, со своими легендами.
Идти оказалось не так уж далеко, всего километра четыре, сначала с набором высоты, потом переход по стремному мостику реки Малки, только набирающей силу от ледников Эльбруса.
Сам мостик еще тот, но надпись рядом с мостиком совсем выбила из привычной жизненной колеи.
В памяти всплыла разобранная на цитаты книга Ильфа и Петрова – «Двенадцать стульев».
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», а на дворе давно уже не НЭП, а 21 век!
Такие вещи должны регулироваться не дурацкими призывами и плакатами, конкретной работой ведомства – где люди за свою работу получают зарплату, они вместо работы, повесили плакат, мимо которого в сезон, ежедневно проходят десятки людей, сознательно рискуя своей жизнью, с недоумением читают плакаты от МЧС.
После перехода бурлящей горной реки по «жидкому» веревочному мостику, вышел на ровное плато, со всех сторон окруженное горами, сам Эльбрус просто нависал над небольшой равниной на высоте 2600-2700 метров – знаменитый «немецкий аэродром», немцы в годы войны в 1942-43гг использовали это горное плато, для призимления своих самолетов, высадки десанта и последующего захвата вершин Эльбруса
Потом этот факт пропагандисткая компания Геббельса распространила по всему Миру, знали фашисты толк в пропаганде.
Километра полтора хода, уперся в два современных туристических альплагеря, чуть левее под горой расположен сам источник. С десяток туристов, кто набирал воду, кто собирался окунуться в ледяной родниковой воде. Ребята на джипе привезли несколько пластиковых канистр, поочередно набирая в них воду.
Подошел поближе к знаменитому Серебрянному источнику, в 2010 году был здесь совсем рядом, в пешем турпоходе, тогда дойти в это место не получилось.
Потому определенное чувство самоудовлетворения грело душу, все таки дошел, спустя 4 года.
Переспросил, можно ли купаться?
- Конечно можно, если холода не боишься.
Подождал пять минут, пока ребята набрали в канистры воды, разделся рядом на камне, три раза традиционно окунулся в ледяной воде источника.
Затем оделся, снова в обратный путь, через пешеходные мостики - "привет от МЧС". Дима уже начал собирать лагерь, присоединился к нему в этой нудной работе. За час все упаковали, часам к 2-м дня выдвинулись в путь до Тырныауза через перевал Шаукам, по самой высокогорной дороге российского Кавказа.
Проехав пару километров от стоянки Джиласу по направлению основной дороги на Кисловодск, которая уходила влево на мост через Малку, мы взяли курс прямо по горно-грейдерной дороге вверх, к первому из трех перевалов пути в Тырныауз, по дороге, которая еще три года назад была основным и единственным путем к источникам Кабардинских Джиласу.
Учитывая, что сами источники находятся на плато на высоте 2400 метров, особых серпантинов к перевалу Шаукам на 2950 метров не было. Незаметно заехали на сам перевал, только спуск с него в сторону Тырныауза действительно оказался достаточно экстримным, крутой угол наклона вниз заставил выключить двигатель – спускался на нейтралке, тормозя одновременно передним и задним тормозом.
В одном из мест спуска образовавшийся сель сузил дорогу буквально до 2-х метров, тем кто едет по этой дороге на авто, такой спуск-подъем можно считать самой экстримальной вещью, в данном случае на мотоцикле показалось легче.
Затем дорога спустилась на равнинный участок, разогнали байки до 60-70 км/час.
Где-то на полпути из 60-ти километровой дороги до Тырныауза нам снова встретился неожиданный экстрим, на одном из подъемов впереди показалось несколько больших кавказских овчарок, бежавших навстречу мотоциклу, больше всего в этот момент подумалось, что будет, если вдруг заглохнет двигатель.
Поравнявшись со злыми псами невольно прибавил газу, псы тоже добавили скорости, где-то с километр бежали по горной дороге за мотоциклом, потом отстали.
Остановившись на другой стороне склона, стал затаив дыхание наблюдать за той же картиной, что была со мной. Теперь псы пытались догнать Диму, все обошлось.
Еще на пустынной горной дороге встретили местного жителя на эндуро, какой-то китайский байк. Поговорили 2-3 минуты, он ехал с Баксана, что севернее Тырныауза, сказал, что мы эту дорогу сами вряд ли найдем, потому лучше ехать на Тырныауз. Пожелав друг другу удачи – разъехались.
Последними повстречавшимися путниками за два часа пути, оказались два джипа на ростовских номерах, регион 61 и «Нива» на местных номерах, проехали просто поприветствовал таких же туристов, как сами.
Только потом понял и пожалел, что не остановились. Ведь это ехали ребята джиперы, с которыми общался на краснодарском автофоруме «4х4».
По приезду домой, в интернете обменялись приветствиями, взаимно пожалев, что не остановились пообщаться.
На спуске к Тырныаузу немного попетляли извилистым серпантином, расходившимся на несколько ответвлений, все равно в итоге спустились в город, через развалины бывшего громадного горного комбината, сейчас практически разрушенного. Безрадостные пейзажи брошенного индустриального гиганта чем-то напоминали картинки из известной повести братьев Стругацких – «Пикник на обочине».
Несколько раз перечитывал популярное произведение, эпиграф к которому «намертво засел» в голове:
«Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать!»
Очень интересная повесть с философским смыслом, несмотря на кажущийся сюжет «боевика», именно с нее в обиход вошло теперь такое популярное слово, как «сталкер».
В городе заехали в магазин, немного купили свежих продуктов. Спросили на заправке, как проехать по срезке в Чегемское ущелье. Нам рассказали, что перед поселком Белым будет вправо на грунтовку, по ней брать левее и через 20 км попадем в искомое ущелье, добавили, что путь безопасный, можно смело ехать.
На удивление оказалась хорошая горная дорога, которая практически не обозначена на картах. Несколько раз останавливались фотографировать чудесные местные виды, такие же красивые природные картины ждали нас в самом Чегемском ущелье, не даром бытует мнение, что местное ущелье – самое красивое на Кавказе.

Изображение


Изображение


Изображение

Чегемские водопады с дорогой по узкому ущелью довершали красоту здешней природы. Решили с Димой, что уезжать с этих мест столь быстро, как намечали сначала – будет неправильным.
Рядом с водопадами остановились у кафе, заказали рыбу, обедали с видом на падающую с горы воду.
Затем в направлении Нальчика, где в первом селе, всего в 3 км от водопадов поселились в прекрасном частном отеле, с кухней в 2 раза дешевле, чем на водопадах.

Изображение


Изображение


Изображение

Абсолютная доброжелательность и приветливость хозяйки просто обескуражила. Большая чистая комната, отличная постель, мотоциклы поставили во дворе под навес – как все это отличалось от того, что слышали на Черкесских Джиласу, с чем столкнулись в поселке Эльбрусском.
В разговоре с хозяйкой выяснили, что раньше в эти места ездило очень много туристов с Украины, теперь намного меньше, что явно не радовало хозяев.
Пока мотоциклы еще стояли на улице, возле них остановился наш старый знакомый – одессит Володя. В разговоре выяснили, что Сергей уехал сам на срезку в сторону Безенги, Володя провел его до половины горной дороги, потом сам решил возвратиться к Чегемским водопадам.
Купив у хозяев вкусного домашнего вина и заказав ужин – приятно общались весь вечер, как в рекламе – душевная компания.
Утром вкусный завтрак, после которого Володя уехал по асфальту в сторону Нальчика, мы же с Димой засобирались на штурм срезки Чегем – Безенги.

Изображение


Изображение


Изображение

Сначала по асфальту переходящему в горный грейдер доехали в селение Булунги. Спешившись, посмотрели здешние средневековые башни. Спросили у местных дорогу на Безенги, те нас огорчили, рассказав, что по сведениям пастухов, сегодня ночью после сильного ливня в горах сошел сель и дорогу на Безенги срезало – весть явно не радостная.
Решили все равно ехать смотреть, может что-то не так, тем более Сергей вчера уехал в эти места, его нигде не встречали – значит проехал.
Расстояние по срезке до Безенги километров 30 – всего ничего, а в объезд будет все 200.
Поехали вверх с постоянным набором высоты, было видно, что транспорт по этому пути практически не ходит, разве только экстрималы джиперы. По пути встретились пару заболоченных мест, вчерашний ливень еще больше усугубил проезд по такому пути.
Когда казалось, что все трудности позади и выехали на нормальную горную дорогу, тут ждал удар. Мы уперлись в горный ручей, который сегодняшней ночью стал полноводной рекой и смыл дорогу в сторону Безенги.

Изображение


Изображение

Поставив мотоциклы, пошли смотреть, жаль, но проехать здесь теперь нельзя, следы селя, смывшего дорогу были видны повсюду.
Как не хотелось возвращаться, ехать назад по кругу через Нальчик, но пришлось. Назад, зная «затычные» места – проехали быстро, одним махом с ходу проехав речной брод и заболоченные места дороги.
Так вот получается, за все в жизни надо платить. Вчерашний комфортный отдых у Чегемских водопадов, обернулся не пройденной срезкой на Безенги и возвращением на маршруте.
Снова заехали к старым знакомым в частный отель, вкусно пообедали и отправились дальше через Нальчик в Аушигер, на гейзерный источник.
Потом оказалось, что это только начало наших «неудач» или наоборот, нашей Удачи!
Приехав к 17-00 в Аушигер, Дима предложил не останавливаться здесь на ночлег, немного передохнуть, покупаться в теплом источнике и ехать на Верхний Ларс, поближе к Грузии. Так и сделали, дополнительно созвонился с байкером из Владикавказа «Руматой», был договор забрать у него памятные эмблемы «Полярный круг».

Изображение


Изображение

К 9 вечера были в столице Северной Осетии, встретились с «Румато», с которым познакомились на Терском берегу Белого моря, на «Мотобухте-2014» в июле. Немного пообщались, забрали эмблемы, поехали на границу.
К вечеру пошел дождь, по которому приехали на таможню к 23-00. Тут выяснилось, переход закрыт, буквально полчаса назад на грузинской стороне сошел сель – дорога перекрыта, как уже было в середине мая.
По ливню поехали назад во Владикавказ, позвонили «Румате», тот приехал на оговариваемую заправку, повез нас в бюджетный отель.
К часу ночи были устроены на ночлег за умеренные деньги, за что большое спасибо «Румате», вот он «другой» Кавказ, где рады туристам и помогают путникам, а не сгоняют с трассы «лобовой» атакой.

Изображение

Утром созвонились с «Руматой», тот сказал, что дорогу перекрыли на долго, ждать бессмысленно. Теперь в Грузию можно попасть только через Баку, т.е. давать круг в 800 км по асфальту, что явно не интересно на наших эндуро, особенно Диминой Хонда ХR-250 обутой в «злую» резину.
Так два сошедших горных селя полностью изменили наши планы.
Решили ехать назад к дому, до Пятигорска домчали вместе, потом Дима поехал в сторону Псебая, через Карачаевск, где он оставил на всякий случай свою дорожную резину – теперь пригодится на обратную дорогу в Питер.

Изображение

Перед Ростовом встретил интересного туриста, ехал с Италии через Турцию - Сочи в Москву. Смотря на столь роскошную мототехнику, наряженную, словно новогодняя елка, мне почему-то стало жаль рейдера, который естественно никак не мог объехать глобальные ростовские пробки на мосту у Аксая, как получалось у меня - по обочине или в междурядье. Ни то, ни другое здоровенной "Голде" было невозможно по габаритам. :sm127:


Сам «притопил» на «Дрезине» 110-120 км/час постоянным крейсером, к ночи приехал к родным в Новочеркасск, по пути в 1 час ночи объехав по обочине справа, слева и просто петляя между машинами, можно сказать дикую ночную пробку в Аксае под Ростовом, несмотря на полночное время, количество машин на участке дороги в районе моста через Дон, плюс – минус 5-10 км в каждую сторону – просто зашкаливало, вот она универсальности байка Сузуки ДРЗ-400, который был хорош не только по бродам до Кислого и горными дорогами на срезке Пхия – Архыз, в тоже время очень уверенно катил по асфальту со скоростью до 120 км/час и с легкостью объезжал городские пробки, иногда «перепрыгивая» бордюры.

Изображение

Так закончился второй вояж на горный российский Кавказ, в этот раз более удачный и интересный чем в 2013 году, все же снова с определенной «недосказанностью» - срезка на Безенги не получилась из-за селя, как и само путешествие в Грузию, виновник - сель.
Ребята Сергей и Володя, днем 20 августа, успевшие проехать в Грузию, на Омало не попали, проехав Сванетию, с Поти на пароме ушли в Украину, заплатив при этом немалые «комиссионные» за билеты, которых «не было». После сошедшего в Верхнем Ларсе селя, спрос на выезд из Грузии резко возрос, потому ребята частично «попали» на бабки.
В этом случае будем с Димой считать, что та «лишняя» ночь, которую мы провели на Чегемских водопадах, оказалась для нас определенным благом, иначе бы пришлось нам с Грузии катить через Баку, т.к. меня в Новочеркасске ждала супруга и микроавтобус, на котором надо было ехать назад в Украину.

Изображение

Впечатлений хватило нам «выше крыши»: дорога с бродами на Кислый и сауна от пограничников, потом «непроходимая» срезка Пхия – Архыз, вид на Эльбрус с запада на Черкеских Джиласу, короткий путь на Кабардинские Джиласу мимо Царских ворот, наконец-то удачный поход на Серебряный источник, перевал Шаукам и неудачная срезка на Безенги, а также замечательное общение в компании с одесситом Володей на Чегемских водопадах и «Руматой» во Владикавказе.
Главное, что в том кавказском эндуротрипе, несмотря на все перипетии, мы с Димой были одной командой, что несомненно радует и обнадеживает на возможность будущих интересных совместных путешествий.
Такой общий итог горнокавказского мотовояжа 2014 года. :sm144:

_________________
«Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде» - Агата Кристи


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Горный эндуро-Кавказ - 2014.
СообщениеДобавлено: 08 апр 2016, 15:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июн 2008, 17:51
Сообщения: 8797
Откуда: Жаворонки
Имя: Михаил
Мото: HSKFE501, KTM690R, GS800
прекрасно,
может ты нам накидаешь маршрутик из интересных мест наследующий май на Кавказе?

_________________
Конфуций: «Если у вас есть хлеб — у вас много проблем, нет хлеба — у вас всего одна проблема»


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Горный эндуро-Кавказ - 2014.
СообщениеДобавлено: 08 апр 2016, 15:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2014, 00:37
Сообщения: 83
Откуда: Украина, Глухов.
Пол: Муж
Имя: Владимир
Мото: ГС-800. ДРЗ-400S/Е
Впереди целый год - конечно "накидаю" и сам с удовольствием поеду. Только сомневаюсь насчет мая - в горах на высоте 2000-3000 м точно будет еще снег. Уже известно по майским Карпатам-2015, там высота была максимум 1400 м и все дороги с хребтов по северной стороне засыпаны снегом.

Изображение

Карпаты - 1 мая, высота 1100 м, куда тут ехать? На Кавказе в горах будет тоже самое.

_________________
«Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде» - Агата Кристи


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 4 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB